Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

54.9. Содержание обучения в 4 классе

54.9. Содержание обучения в 4 классе.

54.9.1. Общие сведения о языке.

Марийский язык как язык общения марийского народа (обобщение знаний).

54.9.2. Система языка.

54.9.2.1. Фонетика и графика.

Характеристика, сравнение звуков. Звуко-буквенный разбор. Транскрипция.

54.9.2.2. Орфоэпия.

Интонация при говорении и чтении. Соблюдение норм произношения. Использование орфоэпического словаря при определении правильного произношения слов.

54.9.2.3. Лексика.

Лексическое значение слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Омонимы (простые случаи). Представление об однозначных и многозначных словах, наблюдение за их использованием в тексте. Русские, татарские и чувашские заимствования в марийском языке.

54.9.2.4. Морфемика.

Состав слова. Повторение изученного. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Основа слова. Выделение основы слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Проведение разбора слова по составу (простые случаи). Сложные слова. Словообразующие и формообразующие аффиксы.

54.9.2.5. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Грамматические категории существительного. Склонение имен существительных (повторение). Морфологический разбор существительных (ознакомительно).

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательного. Морфологический разбор прилагательных (ознакомительно).

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем-будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Наклонение глагола. Морфологический разбор глагола (ознакомительно). Способы выражения прошедших времен и настоящего-будущего времени. Отрицательная форма глаголов настоящего-будущего и прошедших времен. Основа глагола.

Местоимение. Личные местоимения. Число и лицо личных местоимений. Изменение личных местоимений по лицам, числам и падежам. Вопросительные и указательные местоимения.

Числительное. Общее представление, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные (ознакомление).

Наречие. Общее представление. Наречия места. Наречия времени. Наречия образа действия. Образование наречий от прилагательных. Наречия места, выступающие в роли послелогов, стоящие после имени существительного и выражающие пространственные отношения имени к другому слову. Наречия, выступающие в роли послелогов, например: ончылно (впереди) - мемнан ончылно (перед нами). Употребление наречия с присоединенными к нему соответствующими притяжательными суффиксами в значении послелога (вместо сочетания личного местоимения с послелогом), например: мыйын ваштарешем - ваштарешем (против меня - навстречу мне).

Союз (ознакомление). Союзы гын, гынат, манын, ден (и), а, но, их роль в речи.

54.9.2.6. Синтаксис.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (повторение). Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Сложное предложение (общее ознакомление).

Обращение.

54.9.2.7. Орфография и пунктуация.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с обращением.

54.9.3. Развитие речи.

Диалог. Монолог. Практическое освоение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание).

Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. План текста.

Изложение (устное и письменное) текстов разных типов. Изложение с элементами сочинения. Сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

54.9.4. Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.

54.9.4.1. Слушание. Прослушивание разных произведений на марийском языке. Понимание смысла основного содержания текста, извлечение из текста нужной информации, обмен мнениями, аргументация своей точки зрения, высказывание своего мнения на марийском языке с соблюдением литературных норм.

54.9.4.2. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Знание звуков марийского языка. Соблюдение особенностей произношения звуков и грамматических форм марийского языка, литературных норм языка.

Правильное произношение интонации для выражения чувства (радость и огорчение, одобрение и неодобрение, восхищение, упрек, сочувствие, сожаление, утешение, согласие и несогласие), отношения говорящего к предмету речи. Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли. Использование интонации для различения смысла предложений.

54.9.4.3. Чтение. Чтение слов по слогам. Чтение целыми словами. Осмысленное чтение и понимание общего содержания текстов разных жанров с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выделение основной мысли по значению отдельных слов, определение основного содержания, а также прогнозирование содержания по заголовку, началу текста. Пересказ и передача основной мысли прочитанного, услышанного с использованием текста, выражение своего отношения к прочитанному тексту, использование в процессе чтения словаря, справочной литературы.

54.9.4.4. Письмо. Соблюдение грамматических форм марийского языка. Понимание лексического значения слов, определение их основного значения. Грамотное письменное выражение своих мыслей с соблюдением литературных норм. Умение правильно связывать слова в предложении на марийском языке, а также связывать предложения в тексте, отмечать основные части высказывания (начало, середина, конец).