Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

74.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне начального общего образования

74.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне начального общего образования.

74.10.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (удмуртского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (удмуртского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета,

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (удмуртского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (удмуртского) языка).

74.10.2. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

74.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (удмуртского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

74.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

74.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

74.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

74.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

74.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

74.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

74.10.3. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

74.10.3.1. Речевые умения.

74.10.3.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное (вербально или невербально);

воспринимать на слух и понимать небольшие учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера.

74.10.3.1.2. Говорение.

74.10.3.1.2.1. Диалог.

Вести диалог этикетного характера (с использованием речевых ситуаций): приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником;

вести диалог-расспрос (запрос информации, ответ на запрос) в стандартных ситуациях повседневного бытового и учебного общения в рамках изучаемой тематики.

74.10.3.1.2.2. Монолог.

Воспроизводить устное высказывание о себе, семье с использованием образца, ключевых слов, вопросов или иллюстраций.

74.10.3.1.3. Чтение.

Соотносить графический образ удмуртского слова с его звуковым образом;

читать вслух изученные слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

читать новые слова согласно основным правилам чтения.

74.10.3.1.4. Письмо.

Списывать слова, предложения;

вставлять в изученные слова пропущенные буквы;

составлять из данных букв слово;

составлять из данных слов предложение;

придумывать подписи к картинкам с пояснением, что на них изображено;

вставлять в предложения пропущенные слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

заполнять простые формуляры (визитка, обложка тетради), сообщая о себе основные сведения.

74.10.3.2. Языковые знания и навыки.

74.10.3.2.1. Графика, каллиграфия, орфография, пунктуация.

Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);

пользоваться удмуртским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

записывать правильно изученные слова, словосочетания, предложения;

правильно расставлять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак).

74.10.3.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух и произносить все звуки удмуртского языка, соблюдая нормы произношения звуков;

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

различать коммуникативные типы предложений по интонации;

корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;

сравнивать интонации вопросительных предложений удмуртского и русского языков.

74.10.3.2.3. Лексическая сторона речи.

Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики 1 класса;

употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

использовать языковую догадку в распознавании заимствованных слов из русского языка.

74.10.3.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции удмуртского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные (с 00001595.wmz (нет), вопросительные (общий и специальный вопрос);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи простые нераспространенные и распространенные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предложения с простым глагольным сказуемым (Пияш 00001596.wmz. Мальчик поет);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предложения с составным именным сказуемым (Та мынам агае. Это мой старший брат);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предложения с составным сказуемым (Пияш 00001597.wmz яратэ. Мальчик любит петь);

спрягать глаголы мыныны (идти), улыны (жить), яратыны (любить), басьтыны (взять), ветлыны (ходить), учкыны (смотреть) в единственном числе настоящем времени;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (00001598.wmz), винительном (00001599.wmz), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон), местном (интыян) (кытын? кытысь? кытчы?) падежах;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные существительные с суффиксами -э (-е), -ы, -эд (-ед), -ыд, -эз, (-ез), -ыз;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные во множественном числе;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи глаголы в настоящем времени изъявительного наклонения единственного числа;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения мон (я), тон (ты), со (он, она, оно), притяжательные местоимения мынам (мой, моя, моё), тынад (твой, твоя, твоё), солэн (его, её), указательные местоимения со (тот, та, то), та (этот, эта, это);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи некоторые прилагательные в положительной степени;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наречие отчы (туда);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные до 10;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительные слова кин (кто), ма (что), кинлэн (чей, у кого), маиз (что), кытын (где), кытчы (куда), 00001600.wmz (сколько), 00001601.wmz (какой), кызьы (как);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союз но (и) при перечислении.

74.10.3.3. Социокультурные знания и умения.

Кратко рассказывать о государственной символике России и Удмуртской Республики, называть города республики, знать названия некоторых деревень и рек;

называть цвета флагов России и Удмуртской Республики;

воспроизводить сюжет сказки "Колобок";

знакомиться с небольшими произведениями удмуртского детского фольклора (стихами, считалками, песнями), со стихотворением удмуртского поэта А.К. Леонтьева "00001602.wmz шаере!" ("Родная сторонка!"), со стихотворением С.Я. Маршака "Светофор" в переводе на удмуртский язык.

воспроизводить наизусть небольшие произведения удмуртского детского фольклора (стихи, считалки, чистоговорки) на удмуртском языке;

разучивать песни по теме общения;

владеть элементарными формами речевого и неречевого поведения с носителями удмуртского языка в наиболее распространенных ситуациях общения;

употреблять в речи этикетные слова удмуртского языка: приветствие - Чырткем! Умой! (Здравствуй!), прощание - 00001603.wmz лу! (До свидания!), выражение благодарности - тау (спасибо).

74.10.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

74.10.4.1. Речевые умения.

74.10.4.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное (вербально или невербально);

воспринимать на слух и понимать небольшие учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера.

74.10.4.1.2. Говорение.

74.10.4.1.2.1. Диалог.

Вести диалог этикетного характера и диалог-расспрос в стандартных ситуациях повседневного бытового и учебного общения в рамках изучаемой тематики;

вести диалог - побуждение к действию (приглашение собеседника к совместной деятельности).

74.10.4.1.2.2. Монолог.

Создавать с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций монологические устные высказывания: описание предмета, животного, человека, рассказ о себе, семье, друге, временах года и другие.

74.10.4.1.3. Чтение.

Читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, обеспечивая восприятие читаемого слушателями текста;

читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, используя зрительные опоры и языковую догадку;

находить значение незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.

74.10.4.1.4. Письмо.

Списывать слова, предложения, тексты;

вставлять в предложения пропущенные слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

создавать подписи к картинкам с пояснением, что на них изображено;

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с Новым годом, днем рождения).

74.10.4.2. Языковые знания и навыки.

74.10.4.2.1. Орфография, пунктуация.

Правильно писать изученные слова (с соблюдением правила правописания букв 00001604.wmz, э после твердых согласных [д], [з], [л], [н], [с], [т]);

правильно писать послелоги с существительными;

записывать правильно изученные слова, словосочетания, предложения;

правильно расставлять знаки препинания: точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

правильно расставлять знаки препинания при перечислении.

74.10.4.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух и произносить все звуки удмуртского языка, соблюдая нормы произношения звуков;

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

соблюдать интонацию перечисления;

различать коммуникативные типы предложений по интонации;

корректно произносить изученные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

74.10.4.2.3. Лексическая сторона речи.

Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики 12 классов;

употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации (суффиксы порядковых числительных 00001605.wmz (00001606.wmz), суффиксы прилагательных -о, 00001607.wmz) и словосложения (горд и кушман, 00001608.wmz и кушман);

использовать языковую догадку в распознавании заимствованных слов из русского языка.

74.10.4.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции удмуртского языка:

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопрос), побудительные предложения в утвердительной форме;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи простые распространенные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи глаголы изъявительного наклонения единственного и множественного числа в настоящем, прошедшем и будущем времени;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные в единственном и множественном числе;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные существительные во множественном числе с суффиксами -мы, -ды, (-ты), -зы (-сы);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения ми (мы), 00001609.wmz (вы), соос (они);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные местоимения милям (наш, наша, наше), 00001610.wmz (ваш, ваша, ваше), соослэн (их);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения 00001611.wmz, 00001612.wmz (такой, такая, такое);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи некоторые прилагательные в положительной степени;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наречие отын (там);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные от 10 до 31, порядковые числительные до 31;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи послелоги 00001613.wmz (за), вылын (на), дорын (у), пушкын (в), доры (к);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительное слово 00001614.wmz (который).

74.10.4.3. Социокультурные знания и умения.

Рассказывать о традиционных праздниках удмуртов (Святки, Новый год, день рождения);

рассказывать о персонажах детского журнала "Кизили" ("Звездочка"), о литературных персонажах популярных детских произведений;

рассказывать сюжеты популярных русских и удмуртских сказок, а также небольшие произведения детского фольклора на удмуртском языке;

разучивать песни по теме общения;

воспроизводить наизусть небольшие произведения удмуртского детского фольклора и литературных произведений;

употреблять в речи этикетные слова удмуртского языка: приветствие - 00001615.wmz! (Здравствуй!), 00001616.wmz! (Здравствуйте!), прощание - 00001617.wmz луэ! (До свидания!), выражение просьбы - буркарик (используется при вежливом обращении, просьбе, согласии), выражение благодарности - тауна (используется при ответе на благодарность), поздравление (с днем рождения, Новым годом).

74.10.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

74.10.5.1. Речевые умения.

74.10.5.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное (вербально или невербально);

воспринимать на слух и понимать небольшие учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера.

74.10.5.1.3. Говорение.

74.10.5.1.3.1. Диалог.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета.

74.10.5.1.3.2. Монолог.

Создавать с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций монологические устные высказывания: описание предмета, внешности и одежды, черт характера человека, литературного персонажа;

создавать устные монологические высказывания в рамках тематического содержания речи по образцу;

пересказывать основное содержание прочитанного текста с использованием ключевых слов, вопросов, плана или иллюстраций;

кратко устно излагать результаты выполненного небольшого проектного задания.

74.10.5.1.4. Чтение.

Читать вслух учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, понимание прочитанного;

читать про себя учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации;

читать адаптированные и аутентичные тексты, содержащие некоторое количество незнакомых слов, понимать основное содержание (тема, главная мысль, главные факты или события) текста с использованием и без использования иллюстраций, языковой догадки, в том числе контекстуальной;

читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;

находить значение незнакомых слов в двуязычном словаре учебника.

74.10.5.1.5. Письмо.

Списывать слова, предложения из текстов в соответствии с решаемой учебной задачей;

вставлять пропущенные буквы в слова;

вставлять в предложения пропущенные слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

составлять текст из разрозненных предложений;

озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли текста;

составлять план с помощью учителя к заданным текстам;

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками;

писать личное письмо с использованием образца.

74.10.5.2. Языковые знания и навыки.

74.10.5.2.1. Орфография, пунктуация.

Правильно писать изученные сложные существительные;

записывать правильно изученные слова, словосочетания, предложения;

правильно расставлять знаки препинания в конце предложения;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с перечислением, обращениями.

74.10.5.2.2. Фонетическая сторона речи.

Читать новые слова согласно основным правилам чтения;

различать на слух и правильно произносить слова и фразы или предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

соблюдать интонацию перечисления;

корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

74.10.5.2.3. Лексическая сторона речи.

Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики 1 - 3 классов;

употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и образовывать от существительных глаголы: губи (грибы) - губияны (собирать грибы), эмезь (малина) - эмезяны (собирать малину);

распознавать и образовывать существительные при помощи словосложения: коньы и губи (рыжик), кут и кулон и губи (мухомор);

распознавать и образовывать родственные слова с использованием суффикса - чи: крезьгур (музыка) - крезьгурчи (композитор);

использовать языковую догадку в распознавании заимствованных слов из русского языка.

74.10.5.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции удмуртского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи неопределенную форму глагола;

спрягать некоторые глаголы изъявительного наклонения единственного и множественного числа в настоящем, прошедшем и будущем времени;

спрягать некоторые глаголы условного наклонения в утвердительной форме;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи безличные глаголы пуконо (надо сидеть), кылзоно (надо слушать);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи некоторые прилагательные в положительной степени;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наречия, указывающие на время, место действия;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные до 900.

74.10.5.3. Социокультурные знания и умения.

Рассказывать о национальной одежде, традициях удмуртов на Пасху, Рождество;

рассказывать о некоторых литературных персонажах популярных детских произведений, сюжетах некоторых популярных сказок, рассказов;

воспроизводить наизусть небольшие стихотворения удмуртских авторов, разучивать песни по тематике общения;

использовать изученные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения: приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинения, поздравление (с Пасхой, Рождеством), разговор по телефону.

74.10.6. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

74.10.6.1. Речевые умения.

74.10.6.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке и реагировать на услышанное (вербально или невербально);

воспринимать и понимать на слух учебные и адаптированные аутентичные тексты в соответствии с поставленной коммуникативной задачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

74.10.6.1.2. Говорение.

74.10.6.1.2.1. Диалог.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос, диалог-разговор по телефону) на основе вербальных или зрительных опор, с соблюдением норм речевого этикета.

74.10.6.1.2.2. Монолог.

Создавать с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций монологические устные высказывания: описание предмета, внешности и одежды, черт характера человека, литературного персонажа;

создавать устные монологические высказывания в рамках тематического содержания речи по образцу;

пересказывать основное содержание прочитанного текста с использованием ключевых слов, вопросов или иллюстраций;

кратко устно излагать результаты выполненного небольшого проектного задания.

74.10.6.1.3. Чтение.

Читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, обеспечивая восприятие читаемого слушателями текста;

читать про себя и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;

читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;

находить значение незнакомых слов в русско-удмуртском, удмуртско-русском словаре для обучающегося.

74.10.6.1.4. Письмо.

Списывать слова, предложения из текстов в соответствии с решаемой учебной задачей;

вставлять в предложения пропущенные слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

составлять план к заданным текстам;

писать короткие поздравления с праздниками;

писать личное письмо с использованием образца.

74.10.6.2. Языковые знания и навыки.

74.10.6.2.1. Орфография, пунктуация.

Записывать правильно изученные слова, словосочетания, предложения;

правильно расставлять знаки препинания: точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, однородными членами с союзами но (и, но), нош (а).

74.10.6.2.2. Фонетическая сторона речи.

Читать новые слова согласно основным правилам чтения;

различать на слух и правильно произносить слова и фразы или предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

соблюдать интонацию перечисления;

различать коммуникативные типы предложений по интонации;

корректно произносить изученные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

74.10.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики 1 - 4 классов;

употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и образовывать прилагательные с использованием суффикса -тэм: 00001618.wmz (послушный) - 00001619.wmz (непослушный);

использовать языковую догадку в распознавании заимствованных слов из русского языка.

74.10.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции удмуртского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи некоторые прилагательные в сравнительной и превосходной степенях сравнения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наречия, указывающие на время, место действия, способ действия;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные до 1000;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи послелоги временного и пространственного значения.

74.10.6.3. Социокультурные знания и умения.

Знакомиться с текстом о Государственном гимне Удмуртской Республики;

рассказывать о достопримечательностях и знаменитых людях Удмуртии, рассказывать о некоторых литературных персонажах популярных детских художественных произведений, сюжетах некоторых рассказов и стихотворений;

воспроизводить наизусть стихотворения на удмуртском языке;

разучивать песни по теме общения;

использовать изученные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения: приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинения, поздравление с праздниками.