Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78.9. Содержание обучения в 4 классе

78.9. Содержание обучения в 4 классе.

78.9.1. Тематическое содержание речи.

Мир моего "я". Моя семья. Мой день рождения, подарки. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Занятия спортом. Любимая сказка (история, рассказ). Выходной день. Каникулы. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера. Моя школа, любимые учебные предметы. Мои друзья, их внешность и черты характера. Моя малая родина (город, село). Путешествия. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Покупки. Родная страна, ее столица, основные достопримечательности и интересные факты. Праздники родной страны.

78.9.2. Коммуникативные умения.

Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, ответ на приветствие; завершение разговора, в том числе по телефону, прощание, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, выражение извинения). Ведение диалога-побуждения к действию (обращение к собеседнику с просьбой, вежливое согласие выполнить просьбу; приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника), диалога-расспроса (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника). Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний (описание предмета, внешности и одежды, черт характера реального человека или литературного персонажа, рассказ (сообщение, повествование) с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций). Создание устных монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу с выражением своего отношения к предмету речи, пересказ основного содержания прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания.

Аудирование: понимание на слух речи учителя и других обучающихся, вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении), восприятие и понимание на слух учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) (при опосредованном общении).

Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного, чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации). Смысловое чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, понимание основного содержания (тема, главная мысль, главные факты (события) текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, языковой догадки, в том числе контекстуальной, прогнозирование содержания текста на основе заголовка, чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации.

Письмо: выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей, заполнение простых анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия), написание с использованием образца поздравления с праздниками (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий, написание электронного сообщения личного характера с использованием образца.

78.9.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи: произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного (финского) языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.

Графика, орфография и пунктуация: все буквы алфавита родного (финского) языка, основные буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения и орфографии, написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 4 класса, включая 350 лексических единиц, усвоенных ранее.

Грамматическая сторона речи. Основные структурно-семантические типы простых предложений. Посессивная конструкция: Minulla on sisko. Minulla ei ole 00001895.wmz. Экзистенциальное предложение: Pihalla on lapsia. Minun perheeseeni kuuluu 00001896.wmz, 00001897.wmz, pikkuveli ja 00001898.wmz. Результативная конструкция с элативом: Minusta tulee isona 00001899.wmz. Предикативная конструкция. (Номинатив множественного числа предикатива: Kasvot ovat 00001900.wmz. Предикативная конструкция с инверсией: Minun nimeni on Leena. Генитив предикатива: Tuo lelu on minun. Партитив предикатива: Opiskelu on kivaa. Maito on 00001901.wmz.). Предложения с семантикой состояния (Minulla on 00001902.wmz. Minun on 00001903.wmz 00001904.wmz. Minun on 00001905.wmz. Olen 00001906.wmz.). Конструкция долженствования: 00001907.wmz (Minun 00001908.wmz 00001909.wmz kirje 00001910.wmz.). Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий вопрос: Oletko 00001911.wmz Leena? Onko sinulla lempinimi? Puhutko 00001912.wmz suomea? Вопросительная частица: -ko, 00001913.wmz. Специальные вопросы с вопросительными словами: Kuka? 00001914.wmz? (Kuka 00001915.wmz olet? 00001916.wmz sinun nimesi on? 00001917.wmz 00001918.wmz on?), 00001919.wmz? (00001920.wmz ovat 00001921.wmz 00001922.wmz?), Kenen? (Kenen 00001923.wmz lelu on?), 00001924.wmz 00001925.wmz? (00001926.wmz 00001927.wmz 00001928.wmz olet?), 00001929.wmz 00001930.wmz? (00001931.wmz 00001932.wmz 00001933.wmz on?), 00001934.wmz 00001935.wmz? (00001936.wmz 00001937.wmz 00001938.wmz 00001939.wmz on?), 00001940.wmz maalainen? (00001941.wmz maalainen Risto on?), 00001942.wmz? (00001943.wmz 00001944.wmz rakastat?), 00001945.wmz? (00001946.wmz 00001947.wmz sanoo? 00001948.wmz se maksaa? 00001949.wmz 00001950.wmz 00001951.wmz puhuu?), 00001952.wmz? (00001953.wmz asut?), 00001954.wmz? (00001955.wmz 00001956.wmz?), Mihin? (Mihin menet koulun 00001957.wmz?), Minne? (Minne matkustat 00001958.wmz?), 00001959.wmz? (00001960.wmz on lemmikki?), 00001961.wmz? (00001962.wmz Anni saa lahjan?), Kenelle? (Kenelle 00001963.wmz kirjoitat kirjeen?), Millainen? (Millainen 00001964.wmz on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha 00001965.wmz olet?), Milloin? (Milloin sinulla on 00001966.wmz?), Montako? (Montako lasta 00001967.wmz on?), Paljonko? (Paljonko kello on?), Mihin aikaan? (Mihin aikaan koulu alkaa?), Monesko? (Monesko 00001968.wmz 00001969.wmz on?). Альтернативный вопрос, союз vai: Tuletteko 00001970.wmz vai huomenna? Неполные вопросительные предложения co словом 00001971.wmz: 00001972.wmz kuuluu? - Kiitos, 00001973.wmz. 00001974.wmz sinulle? - 00001975.wmz, kiitos. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Падеж объекта. Аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota 00001976.wmz. Аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan. Аккузатив мнржественного числа ("номинатив"): Askartelen pehmolelut. Аккузатив личных местоимений minut, sinut, 00001977.wmz и вопросительного местоимения kenet? Партитив объекта, выраженного вещественным существительным: 00001978.wmz 00001979.wmz. Типы склонения имен на -i: 00001980.wmz, tuoli, kieli, lumi, на -e: huone, на -nen: punainen; на - is, -as, 00001981.wmz: kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi, на -os: kerros, на -ut (-yt): lyhyt. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Номинатив. Образование форм номинатива множественного числа Показатель множественного числа -t: talo - talot. Партитив, 00001982.wmz? 00001983.wmz? -a, 00001984.wmz, -ta, 00001985.wmz: maito - maitoa, 00001986.wmz, valkoinen - valkoista, pieni - 00001987.wmz. Генитив (единственное число), Kenen? 00001988.wmz? -n: talon numero, Annan nukke. Инессив, 00001989.wmz? 00001990.wmz? -ssa 00001991.wmz: Asun Karjalassa. Элатив, 00001992.wmz? 00001993.wmz? -sta 00001994.wmz: Pekka on kotoisin Suomesta. Иллатив единственного числа, Mihin? -Vn, -seen, -hVn: koulu - kouluun, huone - huoneeseen, Petroskoi - Petroskoihin. Адессив, 00001995.wmz? 00001996.wmz? -lla 00001997.wmz. Asun Kukkakadulla. Asun 00001998.wmz. Kirjoitan 00001999.wmz. 00002000.wmz liidulla. Aamulla, 00002001.wmz, illalla. Talvella, 00002002.wmz, 00002003.wmz, 00002004.wmz. Аблатив, 00002005.wmz? 00002006.wmz? -lta, 00002007.wmz. Olen kotoisin 00002008.wmz. Аллатив, Kenelle? Mille? -lle. Soita minulle. Транслатив: -ksi. 00002009.wmz muuttuu 00002010.wmz. Слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot, 00002011.wmz, housut, farkut. Случаи формального функционирования категории числа в финском языке: 00002012.wmz on 00002013.wmz jalassa. Открытый (закрытый) слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: tt:t 00002014.wmz, t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), nt:nn (asunto:asunnossa), kk:k (luokka:luokalla), k:o (jalka:jalassa), nk:ng 00002015.wmz, uku:uvu (puku:puvut), rt:rr 00002016.wmz, mp:mm (ommella:ompelen, lampi:lammen), lt:ll (tasavalta:tasavallan), p:v (leipoa:leivon), lke:lje (sulkea:suljen). Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным: osoite - osoitteen, tehdas - tehtaassa, 00002017.wmz. Личные местоимения: 00002018.wmz, 00002019.wmz, 00002020.wmz, me, te, he. Генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, 00002021.wmz -nsa 00002022.wmz, 00002023.wmz -mme, 00002024.wmz -nne, 00002025.wmz -nsa 00002026.wmz. Замещение окончаний аккузатива и генитива притяжательными суффиксами: asunnon numero - asuntoni numero. Указательные местоимения: 00002027.wmz, tuo, se. Склонение указательных местоимений: 00002028.wmz, tuossa, 00002029.wmz. Вопросительные местоимения: Kuka? 00002030.wmz? Относительное местоимение: joka. Склонение относительного местоимения: jossa, jota, jolla. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Показатель компаратива: -mpi (vanhempi, nuorempi). Суперлатив. Показатель суперлатива -in: suurin. Спряжение глагола olla: olen, olet, 00002031.wmz on, olemme, olette, he ovat. Типы спряжения глаголов. Глаголы I типа спряжения на -a, 00002032.wmz: sanoa, puhua, lukea. Глаголы II типа спряжения на -da, 00002033.wmz: tuoda, uida, 00002034.wmz, 00002035.wmz. Глаголы III типа спряжения на -la, 00002036.wmz, -na, 00002037.wmz, -ra, -(s)ta, 00002038.wmz: opiskella, 00002039.wmz, panna, 00002040.wmz, purra, juosta, 00002041.wmz. Глаголы III типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: 00002042.wmz - 00002043.wmz 00002044.wmz opettajana koulussa. Глаголы IV типа спряжения: osata, haluta. Глаголы IV типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: tavata - tapaamme. Глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita. Глаголы с основой на -ne-: 00002045.wmz - pimenee. Отрицательный глагол: en, et, ei, emme, ette, 00002046.wmz. Времена глагола. Презенс, утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu. Простой претерит (имперфект), утвердительная форма: 00002047.wmz luin, poika lauloi. Наиболее употребительные утвердительные формы перфекта: Oletko 00002048.wmz Petroskoissa? Императив, повелительное наклонение (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule 00002049.wmz. 00002050.wmz itke. Кондиционал. Использование кондиционала в речевом этикете: Voisitko auttaa minua? Модальные глаголы: voida, saada. Saanko 00002051.wmz? III инфинитив. Иллатив III инфинитива: Tule mukaan 00002052.wmz. Me menemme 00002053.wmz. Управление глаголов. Puhua (00002054.wmz 00002055.wmz?) suomea. 00002056.wmz (00002057.wmz?) musiikista. Rakastaa (00002058.wmz?) mummoa. Auttaa (00002059.wmz?) minua. Pelata (00002060.wmz?) jalkapalloa. Pelata (00002061.wmz?) tietokoneella. Harrastaa (00002062.wmz?) musiikkia. 00002063.wmz (mihin?) kotiin. 00002064.wmz (00002065.wmz?) 00002066.wmz. 00002067.wmz (00002068.wmz?) koulua. 00002069.wmz (00002070.wmz?) kaupassa. Soittaa (00002071.wmz?) pianoa. 00002072.wmz (00002073.wmz?) tarroja. Katsoa (00002074.wmz?) televisiota. Katsoa (00002075.wmz? 00002076.wmz?) 00002077.wmz televisiosta. Ostaa (00002078.wmz?) kaupasta, torilta. 00002079.wmz (00002080.wmz?) 00002081.wmz. Vastata (mihin?) kirjeeseen. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - siniset pallot - 00002082.wmz pallolla. Количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI). Словосочетания с количественными числительными (числительное + существительное в партитиве единственного числа): 3 poikaa. Формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: Asumme kolmannessa kerroksessa. Формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: 00002083.wmz, toisella, kolmannella, 00002084.wmz (luokalla). Предлоги и послелоги: 00002085.wmz, 00002086.wmz, luona, takana, 00002087.wmz, 00002088.wmz, vasemmalla puolella, oikealla puolella. Союзы: ja, mutta, vai, tai, 00002089.wmz, kun, jos, koska.

78.9.4. Социокультурные знания и умения: знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством), знание названий родной страны и ее столицы, родного города или села.

78.9.5. Компенсаторные умения: использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту), использование ключевых слов, вопросов, иллюстраций при построении высказываний, прогнозирования содержания текста для чтения на основе заголовка.