78.9. Содержание обучения в 4 классе
78.9.1. Тематическое содержание речи.
Мир моего "я". Моя семья. Мой день рождения, подарки. Моя любимая еда. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Мир моих увлечений. Любимая игрушка, игра. Мой питомец. Любимые занятия. Занятия спортом. Любимая сказка (история, рассказ). Выходной день. Каникулы. Мир вокруг меня. Моя комната (квартира, дом), предметы мебели и интерьера. Моя школа, любимые учебные предметы. Мои друзья, их внешность и черты характера. Моя малая родина (город, село). Путешествия. Дикие и домашние животные. Погода. Времена года (месяцы). Покупки. Родная страна, ее столица, основные достопримечательности и интересные факты. Праздники родной страны.
78.9.2. Коммуникативные умения.
Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, ответ на приветствие; завершение разговора, в том числе по телефону, прощание, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, выражение извинения). Ведение диалога-побуждения к действию (обращение к собеседнику с просьбой, вежливое согласие выполнить просьбу; приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника), диалога-расспроса (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника). Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний (описание предмета, внешности и одежды, черт характера реального человека или литературного персонажа, рассказ (сообщение, повествование) с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций). Создание устных монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу с выражением своего отношения к предмету речи, пересказ основного содержания прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, краткое устное изложение результатов выполненного несложного проектного задания.
Аудирование: понимание на слух речи учителя и других обучающихся, вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении), восприятие и понимание на слух учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) (при опосредованном общении).
Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного, чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации). Смысловое чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, понимание основного содержания (тема, главная мысль, главные факты (события) текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, языковой догадки, в том числе контекстуальной, прогнозирование содержания текста на основе заголовка, чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации.
Письмо: выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей, заполнение простых анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия), написание с использованием образца поздравления с праздниками (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий, написание электронного сообщения личного характера с использованием образца.
78.9.3. Языковые знания и навыки.
Фонетическая сторона речи: произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний родного (финского) языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения.
Графика, орфография и пунктуация: все буквы алфавита родного (финского) языка, основные буквосочетания, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения и орфографии, написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 4 класса, включая 350 лексических единиц, усвоенных ранее.
Грамматическая сторона речи. Основные структурно-семантические типы простых предложений. Посессивная конструкция: Minulla on sisko. Minulla ei ole . Экзистенциальное предложение: Pihalla on lapsia. Minun perheeseeni kuuluu , , pikkuveli ja . Результативная конструкция с элативом: Minusta tulee isona . Предикативная конструкция. (Номинатив множественного числа предикатива: Kasvot ovat . Предикативная конструкция с инверсией: Minun nimeni on Leena. Генитив предикатива: Tuo lelu on minun. Партитив предикатива: Opiskelu on kivaa. Maito on .). Предложения с семантикой состояния (Minulla on . Minun on . Minun on . Olen .). Конструкция долженствования: (Minun kirje .). Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий вопрос: Oletko Leena? Onko sinulla lempinimi? Puhutko suomea? Вопросительная частица: -ko, . Специальные вопросы с вопросительными словами: Kuka? ? (Kuka olet? sinun nimesi on? on?), ? ( ovat ?), Kenen? (Kenen lelu on?), ? ( olet?), ? ( on?), ? ( on?), maalainen? ( maalainen Risto on?), ? ( rakastat?), ? ( sanoo? se maksaa? puhuu?), ? ( asut?), ? ( ?), Mihin? (Mihin menet koulun ?), Minne? (Minne matkustat ?), ? ( on lemmikki?), ? ( Anni saa lahjan?), Kenelle? (Kenelle kirjoitat kirjeen?), Millainen? (Millainen on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha olet?), Milloin? (Milloin sinulla on ?), Montako? (Montako lasta on?), Paljonko? (Paljonko kello on?), Mihin aikaan? (Mihin aikaan koulu alkaa?), Monesko? (Monesko on?). Альтернативный вопрос, союз vai: Tuletteko vai huomenna? Неполные вопросительные предложения co словом : kuuluu? - Kiitos, . sinulle? - , kiitos. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Падеж объекта. Аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota . Аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan. Аккузатив мнржественного числа ("номинатив"): Askartelen pehmolelut. Аккузатив личных местоимений minut, sinut, и вопросительного местоимения kenet? Партитив объекта, выраженного вещественным существительным: . Типы склонения имен на -i: , tuoli, kieli, lumi, на -e: huone, на -nen: punainen; на - is, -as, : kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi, на -os: kerros, на -ut (-yt): lyhyt. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Номинатив. Образование форм номинатива множественного числа Показатель множественного числа -t: talo - talot. Партитив, ? ? -a, , -ta, : maito - maitoa, , valkoinen - valkoista, pieni - . Генитив (единственное число), Kenen? ? -n: talon numero, Annan nukke. Инессив, ? ? -ssa : Asun Karjalassa. Элатив, ? ? -sta : Pekka on kotoisin Suomesta. Иллатив единственного числа, Mihin? -Vn, -seen, -hVn: koulu - kouluun, huone - huoneeseen, Petroskoi - Petroskoihin. Адессив, ? ? -lla . Asun Kukkakadulla. Asun . Kirjoitan . liidulla. Aamulla, , illalla. Talvella, , , . Аблатив, ? ? -lta, . Olen kotoisin . Аллатив, Kenelle? Mille? -lle. Soita minulle. Транслатив: -ksi. muuttuu . Слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot, , housut, farkut. Случаи формального функционирования категории числа в финском языке: on jalassa. Открытый (закрытый) слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: tt:t , t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), nt:nn (asunto:asunnossa), kk:k (luokka:luokalla), k:o (jalka:jalassa), nk:ng , uku:uvu (puku:puvut), rt:rr , mp:mm (ommella:ompelen, lampi:lammen), lt:ll (tasavalta:tasavallan), p:v (leipoa:leivon), lke:lje (sulkea:suljen). Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным: osoite - osoitteen, tehdas - tehtaassa, . Личные местоимения: , , , me, te, he. Генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений. Притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, -nsa , -mme, -nne, -nsa . Замещение окончаний аккузатива и генитива притяжательными суффиксами: asunnon numero - asuntoni numero. Указательные местоимения: , tuo, se. Склонение указательных местоимений: , tuossa, . Вопросительные местоимения: Kuka? ? Относительное местоимение: joka. Склонение относительного местоимения: jossa, jota, jolla. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Показатель компаратива: -mpi (vanhempi, nuorempi). Суперлатив. Показатель суперлатива -in: suurin. Спряжение глагола olla: olen, olet, on, olemme, olette, he ovat. Типы спряжения глаголов. Глаголы I типа спряжения на -a, : sanoa, puhua, lukea. Глаголы II типа спряжения на -da, : tuoda, uida, , . Глаголы III типа спряжения на -la, , -na, , -ra, -(s)ta, : opiskella, , panna, , purra, juosta, . Глаголы III типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: - opettajana koulussa. Глаголы IV типа спряжения: osata, haluta. Глаголы IV типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: tavata - tapaamme. Глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita. Глаголы с основой на -ne-: - pimenee. Отрицательный глагол: en, et, ei, emme, ette, . Времена глагола. Презенс, утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu. Простой претерит (имперфект), утвердительная форма: luin, poika lauloi. Наиболее употребительные утвердительные формы перфекта: Oletko Petroskoissa? Императив, повелительное наклонение (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule . itke. Кондиционал. Использование кондиционала в речевом этикете: Voisitko auttaa minua? Модальные глаголы: voida, saada. Saanko ? III инфинитив. Иллатив III инфинитива: Tule mukaan . Me menemme . Управление глаголов. Puhua ( ?) suomea. (?) musiikista. Rakastaa (?) mummoa. Auttaa (?) minua. Pelata (?) jalkapalloa. Pelata (?) tietokoneella. Harrastaa (?) musiikkia. (mihin?) kotiin. (?) . (?) koulua. (?) kaupassa. Soittaa (?) pianoa. (?) tarroja. Katsoa (?) televisiota. Katsoa (? ?) televisiosta. Ostaa (?) kaupasta, torilta. (?) . Vastata (mihin?) kirjeeseen. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - siniset pallot - pallolla. Количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI). Словосочетания с количественными числительными (числительное + существительное в партитиве единственного числа): 3 poikaa. Формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: Asumme kolmannessa kerroksessa. Формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: , toisella, kolmannella, (luokalla). Предлоги и послелоги: , , luona, takana, , , vasemmalla puolella, oikealla puolella. Союзы: ja, mutta, vai, tai, , kun, jos, koska.
78.9.4. Социокультурные знания и умения: знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством), знание названий родной страны и ее столицы, родного города или села.
78.9.5. Компенсаторные умения: использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту), использование ключевых слов, вопросов, иллюстраций при построении высказываний, прогнозирования содержания текста для чтения на основе заголовка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей