Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

85.5. Пояснительная записка

85.5. Пояснительная записка.

85.5.1. Программа по родному (чеченскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

85.5.2. Чеченский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории чеченского народа. Знание родного (чеченского) языка, владение им в разных формах его существования и умение правильно и эффективно использовать чеченский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности.

85.5.3. Программа по родному (чеченскому) языку является одним из основных элементов начального общего образования, формирующим компетенции в сфере чеченской языковой культуры. Его включенность в общую образовательную систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в частности, с учебным предметом "Литературное чтение на родном (чеченском) языке".

Обучение чеченскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

85.5.4. Содержание обучения чеченскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой учебного курса чеченского языка.

85.5.5. В содержании программы по родному (чеченскому) языку выделяются следующие содержательные линии: виды речевой деятельности, систематический курс (в первом полугодии 1 класса - обучение грамоте), развитие речи.

Программа по родному (чеченскому) языку структурирована в соответствии с разделами языкознания и представлена следующими содержательными линиями: "Общие сведения о языке", "Фонетика, орфоэпия, графика, орфография", "Лексика", "Морфемика", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография и пунктуация".

Содержательная линия "Виды речевой деятельности" связана с совершенствованием четырех видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умения определять цели общения, участвовать в речевом общении), расширением практики применения правил речевого этикета.

Содержательная линия "Систематический курс" включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного чеченского литературного языка. Содержательная линия ориентирована на практическое освоение норм современного чеченского литературного языка (в рамках изученного), развитие ответственного и осознанного отношения к использованию чеченского языка во всех сферах жизни.

Содержательная линия "Развитие речи" ориентирована на работу с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

85.5.6. Изучение родного (чеченского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование коммуникативных способностей обучающихся (развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи), включение их в практическую речевую деятельность; формирование у обучающихся определенного круга знаний о чеченском языке и его связи с культурой народа;

формирование первоначальных представлений о своеобразии чеченского языка, национальных традициях, культуре своего народа, развитие этнического самосознания;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к чеченскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, познавательного интереса к чеченскому языку, стремления совершенствовать свою речь;

формирование способности выбирать языковые средства в соответствии с целями, задачами и условиями общения, делать выводы и обосновывать свои суждения на чеченском языке;

развитие способности воспринимать на слух устные высказывания учителя и других обучающихся;

развитие умения правильно читать и грамотно писать, участвовать в диалоге и коллективной беседе по теме урока, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

формирование первоначальных представлений о системе и структуре чеченского языка (лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе);

формирование функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

85.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (чеченского) языка, - 405 часов: в 1 классе - 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, отведенного на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родного языка.