Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

149.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (чеченском) языке на уровне начального общего образования

149.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (чеченском) языке на уровне начального общего образования.

149.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (чеченском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами чеченской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

149.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

149.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

149.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

149.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

149.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

149.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

149.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

149.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (чеченском) языке с использованием предложенного образца.

149.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

владеть элементарными приемами интерпретации произведений чеченской литературы;

применять опыт чтения произведений чеченской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста;

использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору;

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3 - 4 стихотворения разных авторов;

находить нужное произведение в книге, ориентируясь на "Содержание", "Оглавление";

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, пословицу, колыбельную песню;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы);

различать сюжетно-композиционные особенности сказок;

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте;

осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, считалку, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

находить иллюстрации, подходящие к конкретным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации;

подбирать к произведениям репродукции картин, музыку, соответствующую идее произведения.

149.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

совершенствовать в процессе чтения произведений чеченской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений чеченской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

обогащать собственный круг чтения;

соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства;

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника (учителя и других обучающихся): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

называть имена 2 - 3 классиков чеченской литературы;

называть имена 2 - 3 современных писателей (поэтов);

перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

пользоваться толковым словарем для определения значений слов;

развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

читать наизусть 6 - 8 стихотворений разных авторов (по выбору);

пересказывать текст небольшого объема;

использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу "Содержание" или "Оглавление";

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы;

различать сказку и рассказ;

находить в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки, считалки, скороговорки, колыбельной песенки;

понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;

находить, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе;

понимать содержание прочитанного;

осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение по ролям и по цепочке;

читать выразительно поэтические и прозаические произведения;

рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами;

устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

149.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности чеченского языка на основе изучения произведений чеченской литературы;

осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений чеченской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений чеченской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации;

читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

рассказывать о любимом литературном герое;

выявлять авторское отношение к герою;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница "Содержание", иллюстрации);

выполнять самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать выбранные книги;

высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями;

различать сказку и рассказ;

понимать развитие сказки о животных;

находить подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка - элементы сказки о животных);

находить "бродячие" сюжеты ("бродячие сказочные истории") в сказках разных народов мира;

понимать содержание прочитанного;

осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов;

читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

устно и письменно (в форме высказываний и (или) коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений;

149.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения чеченской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

совершенствовать в процессе чтения произведений чеченской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений чеченской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;

пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации;

читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев одного и разных произведений, выявлять авторское отношение к герою;

читать наизусть стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику других обучающихся по поводу своей манеры чтения;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница "Содержание" или "Оглавление", аннотация, иллюстрации);

составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

выполнять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения других обучающихся;

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления);

представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

отличать народные произведения от авторских;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем "преувеличением"), контраст, повтор, разные типы рифмы);

отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, чеченских и русских народных сказках;

находить связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний);

читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

устно и письменно (в форме высказываний и (или) коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.