Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

29.6. Содержание обучения в 1 классе

29.6. Содержание обучения в 1 классе.

29.6.1. Добукварный период.

Приветствие. Знакомство. Предметы. Давайте считать. Моя семья. Продукты. Еда. Домашние животные. Цвета. Домашние птицы. Дикие животные. Игрушки. Что узнали? Чему научились?

29.6.2. Лексика и грамматика.

При изучении данных тем рассматривается лексика и грамматика балкарского языка: лексика при знакомстве, приветствия в разное время суток, обозначение живых существ и предметов, вопросы "ким?" ("кто?") и "не?" ("что?"), в фразах: Бу кимди? (Кто это?), Бу неди? (Что это?), аффиксы (сказуемого в именах) -ды, -ди, -ду, -дю. Указательное местоимение бу (это, эта, этот). Утвердительный и отрицательный ответы. Числительные от 1 до 5, от 6 до 10. Вопрос "ненча?" ("сколько?"). Пространственный вопрос "къайда?" ("где?"). Аффиксы (обстоятельство места) -да, -де. Принадлежность предмета в 1 лице. Местоимение "мени" (мой, моя, мое, мои). Слова, близкие по значению (синонимы) (без терминологии). Слова, обозначающие действие предмета (глаголы), вопрос к этим словам: "не этеди?" ("что делает?") (настоящее время, 3 лицо). Аффиксы -ды, -ди, -ду, -дю в словах, обозначающих действие. Вопрос во 2 лице: Сен не этесе? (Что ты делаешь?), ответ в 1 лице. Аффиксы (1 лица) -ма, -ме. Вопрос к словам, обозначающим признак предмета къаллай? (какой?). Интонация вопросительного и восклицательного предложения. Чередование в корне слова согласных: "к" - "г", "къ" - "гъ".

При изучении 1 раздела формируются коммуникативно-речевые умения обучающихся: умение строить взаимоотношения в деятельности и общении. Языковой материал связан с культурой балкарского народа и используется с целью развития речевых навыков. В процессе общения на родном балкарском языке развиваются умения использовать фонетические, лексические, синтаксические богатства языка, совершенствуются коммуникативно-речевые умения. В разделе большое внимание уделяется аудированию и говорению, которые способствуют запоминанию речевого материала, учат обучающихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации; развивают слуховую память и другие.

29.6.3. Букварный период

Букварный период предусматривает изучение алфавита балкарского языка (36 букв).

В этом разделе уроки посвящены конкретным звукам и буквам балкарского языка, первоначальному чтению и письму на основе ознакомления обучающихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы языка, что является важным и необходимым условием формирования у обучающихся полноценных языковых знаний и умений.

Последовательность изучения букв: Буква А. Буква Л. Буква Н. Буква М. Буква Ы. Буква Д. Буква У (гласная). Буква У (согласная). Буква Б. Буква П. Буква Х. Буква И. Буква Й. Буква Р. Буква Ш. Буква Е. Буква Э. Буква Г. Буква Гъ. Буква О. Буква С. Буква К. Буква Къ. Буква Ю. Буква Ю (йиу). Буква Ч. Буква 3. Буква Ж. Буква 00000028.wmz. Буква Нг. Буквы Ъ, Ь. Буква Я. Буква Щ. Буква Ц. Буква В. Буква Ф.

29.6.4. Лексика. Фонетика.

На каждом уроке изучается лексика на конкретную букву. Буква используется в словах в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Представление о звуке и букве, различение на слух и произношение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности). Ударный слог. Схема-модель слова. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами. Соотнесение звуков и букв.

Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове. Определение места ударения в слове.

Заглавные и строчные буквы, основные типы соединения букв. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Оформление предложений: прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения). Прописная буква в именах людей и кличках животных. Правила гигиены письма.

В разделе затрагиваются некоторые вопросы грамматики (без терминов): множественное число слов, обозначающих предмет. Аффикс множественного числа -ла. Слова, близкие по значению (синонимы) (без использования терминов). Слова с противоположными значениями (антонимы) (без использования терминов).

Аффиксы (сказуемого) -ды, -ди, - ду, -дю. Аффикс, образующий фамилию, -ладан. Аффикс 1 лица ед. числа -ма, -ме. Аффиксы дательного падежа (без терминологии) -гъа, -ге. Вопросы "кимге?" ("кому?"), "неге?" ("чему?"). Пространственный вопрос "къайры?" ("куда?").

Отрицание - угъай (нет). Слова с противоположными значениями хау - угъай (да - нет). Принадлежность предмета. Аффикс (принадлежности в 3 лице единственном числе) -сы. Вопросы притяжательного падежа (без использования терминологии) "кимни?" "нени?" ("кого?" "чего?" "чей?" "чья?" "чье?" "чьи?"). Послелог юсюнден (о, об) (без использования терминологии). Указательные слова (личные местоимения) (без использования терминологии): биз (мы), сиз (вы), ала (они). Вопросы кому? чему? дательно-направительного падежа (без использования терминологии). Аффиксы -нга, -нге. Буква я после гласных: [йиа]. Парные согласные в - ф. Вопросы к словам, обозначающим действие, в настоящем и прошедшем времени: "не этеди?" ("что делает?"), "не этди?" ("что сделал?"). Вопрос к словам, обозначающим признак предмета: "къаллай?" ("какой?"). Вопрос "не этерге?" ("что делать?"). Инфинитив. Уменьшительно-ласкательные аффиксы -чыкъ, -чик, -чукъ, -чюк. Аффиксы (дательного падежа) -нга, -нге. Принадлежность во 2 единственном числе. Местоимение (без использования термина) сени (твой, твоя, твое, твои). Чередование согласных в корне слова: "к" - "г", "къ" - "гъ", "п" - "б". Парные согласные "д" - "т", "б" - "п".

29.6.5. Послебукварный период.

Мы школьники. В школе. Мое тело. Фрукты. Ягоды. Овощи. В городе. На улице. Транспорт. Моя Родина. Одежда. Обувь. Времена года.

При изучении тем обобщаются, систематизируются, закрепляются знания, приобретенные в процессе обучения грамоте. Развиваются умения читать выразительно тексты и стихотворения, передавать свое отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по тексту; обогащается лексика по тематике уроков.

Рассматриваются следующие вопросы грамматики: гласные: а, о, ы, у, и, 00000029.wmz, э, е, ю, я. Твердые гласные: а, ы, о, у, я. Мягкие гласные: э, е, и, 00000030.wmz, ю.

Составление диалога. Вопрос "не этедиле?" ("что делают?"). Аффиксы сказуемого (без использования термина) в 3 лице множественном числе) -дыла, -диле, -дула, -дюле. Правописание у краткого после гласных. Пространственные вопросы "къайда?" ("где?"), "къайдады?" ("где находится?"). Аффиксы (местного падежа) -да, -де; аффиксы (местного падежа и аффикс сказуемого) -дады, -деди. Принадлежность в 1 лице единственном числе. Форма дательно-направительного падежа (без использования терминологии) (Ахматха бер! - Дай Ахмату!). Аффиксы -гъа, -ге, -ха, -нга, -нге. Аффиксы -м, -ым, -им, -ум, -юм. Чередование согласных к, къ, п в корне слова. Принадлежность в 1, 2, 3 лице. Выражение просьбы: дай, пожалуйста. Слова, обозначающие способ действия (наречия) (без терминологии). Прописная буква в названиях местностей, рек (топонимах) (без использования терминологии). Разделительное слово огъесе (или).

Признаки предметов. Вопросы "къаллай?" ("какой?"). Числительные. Вопрос "ненча?" ("сколько?"). Порядок при счете. Вопрос "ненчанчы?" ("который по счету?"). Аффиксы (порядковых числительных) -нчы, -нчи, -ынчы, -инчи, -унчу, -юнчю. Знаки препинания в конце предложений.