Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

137.5. Пояснительная записка

137.5. Пояснительная записка.

137.5.1. Программа по литературному чтению на родном (телеутском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа по литературному чтению на родном (телеутском) языке составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования, ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированных в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение на родном (телеутском) языке призвано ввести ребенка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учетом этого направлена на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

137.5.2. Содержание литературных произведений способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений.

137.5.3. На уроках литературного чтения на родном (телеутском) языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества и осмысленности чтения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения на родном (телеутском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

137.5.4. Литературное чтение на родном (телеутском) языке" обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного цикла, в частности с учебными предметами "Родной (телеутский) язык", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Технология", "Физическая культура", "Изобразительное искусство", "Музыка".

137.5.5. В содержании программы по литературному чтению на родном (телеутском) языке выделяются следующие содержательные линии:

виды речевой и читательской деятельности (развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирование культуры общения, работа с разными типами текста (повествование, описание, рассуждение);

литературоведческая пропедевтика (первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, о литературных жанрах, об особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, поговорка, считалка, потешка и другие, определение изобразительно-выразительных средств словесного искусства (синонимы, антонимы);

осмысление поступков, характеров, речи героев, составление его характеристики, обсуждение мотивов поведения героев, соотнося их с нормами морали, осознание духовно-нравственного смысла прочитанного произведения);

творческая деятельность обучающихся (интерпретация детьми полученных из литературных произведений знаний в самостоятельной творческой деятельности: обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров и художников, пишут сочинения, стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создавших произведения словесного искусства);

круг детского чтения (произведения устного народного творчества: считалки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, народные песни, сказки, произведения родной (телеутской) литературы).

137.5.6. Изучение литературного чтения на родном (телеутском) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование читательской компетентности обучающегося (владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать);

овладение правильным, беглым, выразительным и осознанным чтением;

углубление знаний о речевой деятельности и совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение навыками работы с разными видами текстов, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений на телеутском языке, формирование эстетического отношения к искусству слова и осмысление прочитанного;

обогащение нравственного опыта обучающихся через произведения художественной литературы, формирование представлений о добре и зле, сочувствии, дружбе, честности, умение достигать результата своей деятельности, приобщение к ценностям родной культуры;

формирование интереса к истории, традиции, искусству телеутского народа, а также к жизни и культуре народов многонациональной России и других стран;

ознакомление с детской литературой телеутского, русского и других народов, формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

137.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (телеутском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).