Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

63.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (осетинскому) языку на уровне начального общего образования

63.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (осетинскому) языку на уровне начального общего образования.

63.10.1. В результате изучения родного (осетинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (осетинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (осетинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (осетинского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (осетинского) языка).

63.10.2. В результате изучения родного (осетинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

63.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (осетинского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

63.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

63.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

63.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

63.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

63.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

63.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

63.10.3. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

разговаривать с учителем и одноклассниками, правильно использовать в речи обращение;

голосом показывать различия целей высказывания;

сравнивать схему слова с предметом, делать схемы для слова и для предложения;

выделять звуки из слова;

различать слово и предложение, выделять слова из предложений;

различать ударные и безударные гласные звуки;

различать согласные звуки: звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать понятия "звук" и "буква";

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных), определять в слове ударный слог; правильно расставлять ударение;

правильно называть буквы осетинского алфавита, использовать знание последовательности букв алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения буквы, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

применять прописную букву в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных);

переносить слова по слогам (простые случаи: слова из слогов типа "согласный и гласный");

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

выписывать из печатного текста слова и отдельные предложения;

рассказывать небольшие рассказы и сказки, составлять небольшой рассказ по картинке, рассказывать небольшие стихотворения наизусть;

писать под диктовку небольшие тексты;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

составлять предложение из набора форм слов;

придумывать предложения по заданной теме;

устно составлять небольшой текст по сюжетным картинкам и наблюдениям;

участвовать в монологической и диалогической речи.

63.10.4. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

называть и писать буквы в алфавитном порядке, каллиграфически правильно писать буквы;

переносить слова из одной строки на другую по слогам;

различать гласный у от согласного у;

буквы э, ю, я, ё, ж, ш, щ правильно говорить и писать;

распознавать по вопросам имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

писать с прописной буквы собственные имена;

правильно писать слова с удвоенными согласными;

находить главные и второстепенные члены предложения;

на конце предложения правильно ставить знаки препинания;

читать предложение с правильной интонацией;

писать слова и короткие предложения (3 - 5 слов);

из отдельных слов составлять предложения;

делить текст на отдельные предложения;

составлять предложения по схемам;

делить предметы по тематическим группам (школьные принадлежности, одежда, семья и другие);

составлять по картинкам короткие предложения;

с помощью вспомогательных членов предложения удлинять простое предложение;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

писать подробное изложение повествовательного текста;

делить текст на предложения;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста, озаглавливать текст, определять вид текста, проводить лексический анализ текста, читать текст выразительно и правильно;

делить текст на части;

определять главную мысль текста и его составляющие;

искать в тексте ответы на вопросы;

придумывать начало и конец текста.

63.10.5. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

проводить звукобуквенный разбор;

правильно писать и говорить звонкие и глухие согласные;

разбирать слова по составу, образовать слова из приставок и суффиксов, подбирать однокоренные слова;

правильно произносить и писать долгие согласные;

различать части речи;

определять предложения по цели высказывания и правильно читать их;

образовывать словосочетания из слов, обозначающих предмет и признаки;

выделять главные и второстепенные члены предложения;

составлять простые распространенные предложения;

определять виды связей слов в предложении;

по предложенным схемам составлять предложения;

определять слова по значениям, делить их по группам;

писать текст, делить его на части, писать сочинения и изложения (до 60 - 70 слов);

определять тему и главную мысль текста;

находить в тексте нужную информацию и озаглавливать его;

разбирать содержание текста по вопросам;

принимать участие в диалоге, выражать интерес, согласие или несогласие;

задавать вопросы для получения нужной информации;

использовать правила речевого этикета и этикетные слова в речи;

высказывать собственное мнение, рассказывая о событии;

для лучшего выражения своей мысли пользоваться синонимами, антонимами, словами с переносным значением;

при помощи учителя составлять план к короткой статье из вопросительных и повествовательных предложений;

правильно расставлять друг за другом части текста;

проводить лексический анализ текста;

выразительно и правильно читать текст;

образовывать вопросительные и восклицательные предложения из повествовательных предложений;

из простых нераспространенных предложений посредством второстепенных членов предложения образовывать простые распространенные предложения;

по содержательным картинам образовывать группы слов по их признакам и действиям;

из слов, обозначающих названия и свойства предметов, образовать словосочетания;

по картинам составлять короткие рассказы, составлять и писать небольшие рассказы по наблюдениям за природой, о работе и детских играх.

63.10.6. Предметные результаты изучения родного (осетинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

орфографически и каллиграфически правильно писать текст из 70 - 80 слов;

определять образующие части сложных слов;

пользоваться синонимами и антонимами;

склонять имена существительные;

выделять особенности склонения прилагательных;

склонять личные местоимения;

правильно пользоваться в речи личными местоимениями;

спрягать глаголы;

по вопросам определять наречия;

образовывать слова с однородными членами предложения без союзов и с союзами 00001394.wmz, 00001395.wmz, та;

выделять голосом и составлять прямую речь;

обращения выделять голосом и знаками препинания;

по плану и без плана писать сочинения и изложения;

составлять диалог и монолог;

определять главную мысль текста и делить его на части;

по готовому началу и концу текста писать рассказы;

выразительно и правильно читать текст;

придумывать тексту начало и конец;

делить текст на отдельные предложения;

по схеме образовывать все виды простых предложений;

писать содержание небольшого текста своими словами;

по сюжетной картине придумывать и писать небольшой рассказ.