72.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне начального общего образования
72.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне начального общего образования.
72.10.1. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (тувинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (тувинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (тувинского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (тувинского) языка).
72.10.2. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
72.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (тувинского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
72.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
72.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
72.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
72.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
72.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
72.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
72.10.3. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь;
графически изображать предложение и слова в предложении;
различать согласные и гласные звуки;
правильно произносить гласные и согласные, их сочетания в составе слова;
различать краткие, долгие и фарингализованные гласные;
различать сильные и слабые согласные звуки;
определять количество и последовательность звуков и букв в слове;
находить слова с заданным звуком;
читать по слогам и целыми словами, соблюдая интонацию;
различать слова-названия, слова-признаки и слова-действия предметов по лексическому значению;
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
писать разборчиво слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать прописные и строчные буквы; сравнивать строчную и прописную, печатную и письменную буквы;
иметь представление о функциях букв е, ё, ю, я;
иметь представление о функциях букв ъ, ь, не обозначающих звуки;
читать заимствованные слова с буквами ь, ф, ц, щ;
проводить элементарный звуко-буквенный анализ слов;
узнавать и называть все буквы тувинского алфавита;
делить текст на предложения, предложения - на слова, слова - на слоги, слоги - на звуки;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, предложения из 3 - 5 слов;
составлять рассказ по сюжетным картинкам, рассказывать о себе, о своей семье, друзьях и на другие темы;
правильно списывать и писать под диктовку до 10 - 15 слов;
соблюдать нормы речевого этикета и правила общения при приветствии, прощании, извинении, благодарности и обращении с просьбой.
72.10.4. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
проводить простой фонетический анализ слова (устно и письменно);
определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;
обозначать при письме краткие, долгие и фарингализованные гласные звуки;
кратко характеризовать и группировать звуки: сильные, слабые, сонорные;
произносить и употреблять сильные и слабые согласные звуки в зависимости от позиции;
правильно писать слова с буквами ъ и ь;
определять особенности произношения слов с буквами т-д, п-б, к-х;
произносить и писать заимствованные слова с буквами ф, ц, щ;
письменно обозначать слияние звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова и после гласных;
соотносить количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я, ъ, ь и объяснять причины расхождения количества букв и звуков;
приводить примеры заимствованных слов с ь, правильно их писать и произносить;
переносить слова в соответствии с правилами их переноса;
использовать тувинский алфавит при работе со словарями и справочниками;
определять лексическое значение слова по контексту и при помощи словаря;
определять слова близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы) и находить их в тексте;
находить однокоренные и родственные слова в тексте;
различать слова, отвечающие на вопросы Кым? (Кто?) и ? (Что?), Кандыг? (Какой?, Какая?, Какое?, Какие?), Канчанган? (Что делал?), Канчап тур? (Что делает?), Канчаар? (Что будет делать?);
различать и находить в тексте имена собственные и нарицательные (без употребления терминов); правильно писать имена собственные;
определять виды предложений по цели высказывания и по интонации;
находить главные и второстепенные члены предложения (общее ознакомление, без терминов);
определять порядок слов в предложении;
соблюдать пунктуацию в предложении (в рамках изученных правил);
находить словосочетания в тексте;
определять главную мысль и тему текста, озаглавливать текст;
составлять текст, соблюдая логичность, последовательность, связность и соответствие теме;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на вопрос, для выражения собственного мнения).
72.10.5. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
работать с толковыми и переводными словарями;
различать формообразующие, словообразующие, словоизменительные аффиксы, образовывать новые слова с помощью аффиксов;
писать слова с удвоенными согласными тт, нн, кк;
определять самостоятельные части речи;
определять лексико-грамматические признаки существительного: число (единственное и множественное), падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, местный, исходный, направительный);
проводить морфологический разбор существительного;
выявлять имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
различать количественные и порядковые числительные по вопросам;
определять по вопросам время глагола (настоящее, прошедшее, будущее), изменять глаголы по временам;
писать сложные слова (через дефис);
определять предложения распространенные и нераспространенные;
устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
строить диалогическое и монологическое высказывания;
устанавливать последовательность событий в тексте.
72.10.6. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать и характеризовать язык и речь;
соблюдать нормы речевого этикета (в пределах изученного);
находить однородные члены предложения;
распространять предложение однородными членами;
соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, прямой речью, обращением, союзами ийикпе, азы (или), болгаш (и), база (и, еще, опять), биле (и, да), а, ынчалза-даа (но) в сложных предложениях;
понимать различия между простым и сложным предложением;
соблюдать нормы построения текста;
составлять подробный план текста;
составлять текст, соблюдая структуру (вступление, основная часть, заключение);
писать текст по заданному началу и (или) заголовку;
склонять имена существительные во множественном числе;
склонять заимствованные существительные;
определять категорию принадлежности (общее ознакомление);
находить и называть производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные и притяжательные прилагательные (без употребления терминов);
образовывать прилагательные от существительных;
использовать в речи числительные с существительными;
правильно читать и записывать числительные прописью;
распознавать местоимения в тексте;
выделять личные местоимения; изменять личные местоимения по числам, лицам, падежам;
устранять повторы с помощью местоимений;
определять начальную форму глагола;
определять лицо, число, время данного глагола, изменять глаголы по лицам, числам, временам;
подбирать глаголы близкие и противоположные по значению;
отличать наречия от других частей речи; находить наречия в тексте (по вопросу), определять их роль.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей