Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

72.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне начального общего образования

72.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне начального общего образования.

72.10.1. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (тувинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (тувинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (тувинского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (тувинского) языка).

72.10.2. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

72.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (тувинского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

72.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

72.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

72.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

72.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

72.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

72.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

72.10.3. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь;

высказывать свое мнение;

графически изображать предложение и слова в предложении;

различать звуки и буквы;

различать согласные и гласные звуки;

правильно произносить гласные и согласные, их сочетания в составе слова;

различать краткие, долгие и фарингализованные гласные;

различать сильные и слабые согласные звуки;

определять количество и последовательность звуков и букв в слове;

рисовать схему слова;

находить слова с заданным звуком;

00001489.png

читать по слогам и целыми словами, соблюдая интонацию;

различать слова-названия, слова-признаки и слова-действия предметов по лексическому значению;

делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

писать разборчиво слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

писать прописные и строчные буквы; сравнивать строчную и прописную, печатную и письменную буквы;

иметь представление о функциях букв е, ё, ю, я;

иметь представление о функциях букв ъ, ь, не обозначающих звуки;

читать заимствованные слова с буквами ь, ф, ц, щ;

проводить элементарный звуко-буквенный анализ слов;

вести элементарный диалог;

интонировать предложения;

узнавать и называть все буквы тувинского алфавита;

делить текст на предложения, предложения - на слова, слова - на слоги, слоги - на звуки;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, предложения из 3 - 5 слов;

составлять рассказ по сюжетным картинкам, рассказывать о себе, о своей семье, друзьях и на другие темы;

правильно списывать и писать под диктовку до 10 - 15 слов;

соблюдать нормы речевого этикета и правила общения при приветствии, прощании, извинении, благодарности и обращении с просьбой.

72.10.4. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

проводить простой фонетический анализ слова (устно и письменно);

определять отличительные особенности гласных и согласных звуков;

обозначать при письме краткие, долгие и фарингализованные гласные звуки;

кратко характеризовать и группировать звуки: сильные, слабые, сонорные;

произносить и употреблять сильные и слабые согласные звуки в зависимости от позиции;

правильно писать слова с буквами ъ и ь;

определять особенности произношения слов с буквами т-д, п-б, к-х;

произносить и писать заимствованные слова с буквами ф, ц, щ;

письменно обозначать слияние звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова и после гласных;

соотносить количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я, ъ, ь и объяснять причины расхождения количества букв и звуков;

приводить примеры заимствованных слов с ь, правильно их писать и произносить;

переносить слова в соответствии с правилами их переноса;

использовать тувинский алфавит при работе со словарями и справочниками;

определять лексическое значение слова по контексту и при помощи словаря;

определять слова близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы) и находить их в тексте;

находить корень слова;

находить однокоренные и родственные слова в тексте;

различать слова, отвечающие на вопросы Кым? (Кто?) и 00001490.wmz? (Что?), Кандыг? (Какой?, Какая?, Какое?, Какие?), Канчанган? (Что делал?), Канчап тур? (Что делает?), Канчаар? (Что будет делать?);

различать и находить в тексте имена собственные и нарицательные (без употребления терминов); правильно писать имена собственные;

определять виды предложений по цели высказывания и по интонации;

находить главные и второстепенные члены предложения (общее ознакомление, без терминов);

определять порядок слов в предложении;

соблюдать пунктуацию в предложении (в рамках изученных правил);

находить словосочетания в тексте;

определять главную мысль и тему текста, озаглавливать текст;

составлять текст, соблюдая логичность, последовательность, связность и соответствие теме;

составлять план текста;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на вопрос, для выражения собственного мнения).

72.10.5. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

работать с толковыми и переводными словарями;

разбирать слова по составу;

различать формообразующие, словообразующие, словоизменительные аффиксы, образовывать новые слова с помощью аффиксов;

писать слова с удвоенными согласными тт, нн, кк;

00001491.png

определять самостоятельные части речи;

определять лексико-грамматические признаки существительного: число (единственное и множественное), падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, местный, исходный, направительный);

склонять существительные;

проводить морфологический разбор существительного;

выявлять имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

различать количественные и порядковые числительные по вопросам;

определять по вопросам время глагола (настоящее, прошедшее, будущее), изменять глаголы по временам;

использовать частицы в речи;

писать сложные слова (через дефис);

определять предложения распространенные и нераспространенные;

устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

определять тип текста;

строить диалогическое и монологическое высказывания;

устанавливать последовательность событий в тексте.

72.10.6. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать и характеризовать язык и речь;

соблюдать нормы речевого этикета (в пределах изученного);

находить однородные члены предложения;

распространять предложение однородными членами;

соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, прямой речью, обращением, союзами ийикпе, азы (или), болгаш (и), база (и, еще, опять), биле (и, да), а, ынчалза-даа (но) в сложных предложениях;

понимать различия между простым и сложным предложением;

соблюдать нормы построения текста;

составлять подробный план текста;

составлять текст, соблюдая структуру (вступление, основная часть, заключение);

писать текст по заданному началу и (или) заголовку;

склонять имена существительные во множественном числе;

склонять заимствованные существительные;

определять категорию принадлежности (общее ознакомление);

находить и называть производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные и притяжательные прилагательные (без употребления терминов);

образовывать прилагательные от существительных;

использовать в речи числительные с существительными;

правильно читать и записывать числительные прописью;

распознавать местоимения в тексте;

выделять личные местоимения; изменять личные местоимения по числам, лицам, падежам;

устранять повторы с помощью местоимений;

определять начальную форму глагола;

определять лицо, число, время данного глагола, изменять глаголы по лицам, числам, временам;

подбирать глаголы близкие и противоположные по значению;

отличать наречия от других частей речи; находить наречия в тексте (по вопросу), определять их роль.