Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

97.8. Содержание обучения в 3 классе

97.8. Содержание обучения в 3 классе.

97.8.1. Развитие речи.

97.8.1.1. Общие сведения о языке.

Языковое и культурное многообразие Российской Федерации. Русский язык - государственный язык. Государственные языки Республики Саха (Якутия). Якутский язык - родной язык народа саха.

97.8.1.2. Культура общения.

Вербальное и невербальное общение. Общение в повседневной жизни или деловой среде: соблюдение норм речевого этикета (устное и письменное приглашение, благодарность, просьба, извинение, отказ и другие) и орфоэпических норм в устной речи. Позитивное взаимодействие участников общения в паре и группе: вести диалог и дискутировать, умение слушать, говорить, задавать и отвечать на вопросы, договариваться, контролировать действия. Культура письменного общения. Правильное употребление слов в письме (в предложениях, тексте), в том числе в интернет-переписке.

97.8.1.3. Текст.

Типы и структура текста: повествование, описание и рассуждение. План текста. Составление текста по плану. Использование языковых средств в тексте (синонимы, антонимы, союзы и другие). Приемы редактирования употребляемых слов в тексте. Правописание и постановка знаков препинания в тексте.

Изложение текста по плану. Составление плана (коллективный и самостоятельный план).

Чтение (изучающее, ознакомительное).

Жанр письма, объявления.

97.8.2. Фонетика, графика, орфоэпия и орфография.

Звуки в словах, заимствованных с русского языка: гармония гласных звуков, различение, произношение и правописание гласных звуков, сочетания и удвоенных согласных звуков слов. Правильное произношение и правописание исконно якутских звуков в заимствованных словах (гласные, дифтонги и согласные). Правила переноса слова. Использование алфавита якутского языка при работе со словарями, справочниками и каталогами.

Способы решения орфографических задач, контроль и самоконтроль собственных и предложенных текстов на орфографические недочеты. Использование орфографического словаря.

97.8.3. Лексика.

Прямое и переносное значение слова. Употребление слов в переносном значении.

Употребление слова в переносном значении как прием художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). Устаревшие слова.

97.8.4. Состав слова. Морфология.

Корень слова и аффиксы. Словообразование и словоизменение.

Имя существительное. Значение и вопросы. Отличия употребления вопросов "кто?" ("ким?") и "что?" ("туох?") в якутском и русском языках. Падежи имен существительных. Склонение по падежам имен существительных. Имена собственные. Виды имен собственных. Исконно якутские и заимствованные слова (имена существительные). Употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Значение и вопросы. Виды имен прилагательных (исконно якутские и заимствованные). Употребление имен прилагательных в речи.

Местоимение. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и вопросы. Морфологические признаки (лицо, число, время). Употребление глаголов в речи.

Служебные слова (частицы, союзы, послелоги, модальные слова).

Междометия.

97.8.5. Синтаксис и пунктуация.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Однородные члены предложения. Модели предложений с однородными членами предложения. Наблюдение и составление предложений с однородными членами. Составление текстов с однородными членами предложения.

Подлежащее и обращение. Особенность предложения с обращением. Модели предложений с обращениями. Составление текстов, где есть предложения с обращениями.