Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

98.6. Содержание обучения в 1 классе

98.6. Содержание обучения в 1 классе.

98.6.1. Коммуникативные умения.

Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение материала с первых же шагов ведется на базе речевых конструкций (словосочетания, высказывания) и текста.

При этом предпочтение отдается синтаксическим конструкциям, позволяющим избегать употребления падежных форм. Это дает возможность активным образом формировать у обучающихся навыки продуцирования и восприятия речи на самых ранних этапах обучения (используя формы только именительного падежа). Особое внимание при построении каждого урока уделяется способам выражения логического и грамматического субъекта и предиката, вариантам их согласования и распространения (в пределах, возможных для данного этапа обучения). Введение в урок простейших текстов (которые обучающийся может не только воспроизводить, но и сочинять самостоятельно) стимулирует интерес обучающегося к овладению языком, вселяет в него уверенность в успешности дальнейшего обучения.

Так как работа на уровне предложения невозможна без изучения глагола, в первом концентре обучающиеся получают представление о глаголах 1 и 2 лица, знакомятся с классами и группами глаголов (в практическом аспекте), употребляют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени. Параллельно с изучением глагола вводятся личные местоимения, наречия (места, времени, образа действия, меры и степени, предикативные, вопросительные), количественные числительные.

Приветствие и прощание.

Моя Родина.

Знакомство.

Моя семья

В школе и дома.

Мой досуг. Общественные места.

Человек. Здоровье.

Мир вокруг меня.

Сказка "Старушка Таал-Таал".

98.6.2. Говорение.

Формирование коммуникативных умений диалогической речи: диалоги элементарного и этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника.

Диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию.

Объем диалога - до четырех реплик со стороны каждого собеседника.

Формирование коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи - описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа).

Объем монологического высказывания - до четырех реплик.

98.6.3. Аудирование.

Понимание на слух речи учителя и других обучающихся и вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении).

Восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (при опосредованном общении).

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает определение основной темы и главных фактов (событий) в воспринимаемом на слух тексте с использованием иллюстраций, языковой догадки. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает выделение из воспринимаемого на слух текста и понимание информации фактического характера (например, имя, возраст, любимое занятие, цвет и другие) с использованием иллюстраций, языковой догадки.

Тексты для аудирования: диалог, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сказка.

98.6.4. Языковые знания и навыки.

98.6.4.1. Фонетическая сторона речи.

Отрабатывается при помощи игровых ситуаций. Не слишком сложные звуки постепенно выключаются из сказки вместе со связанными с ними сюжетными моментами. Это происходит постепенно: сначала этот эпизод становится короче, излагается во все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает. Однако время от времени стоит возвращаться к уже отработанным моментам, без тренировки отработанные звуки забываются. Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела.

Проведение небольших по объему логоритмических речевых зарядок для активизации необходимого лексического и грамматического материала. Нужно заметить, что не всегда речевая зарядка служит для активизации материала, главная ее функция - повторение. Разучивание с детьми песенок или стихотворений, повторение их во время речевой зарядки.

98.6.4.2. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса. Распознавание в устной и письменной речи интернациональных слов с помощью языковой догадки.

98.6.4.3. Грамматическая сторона речи.

Распознавание в звучащем тексте узнавать: изученные морфологические формы и синтаксические конструкции языка саха. Коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопрос), побудительные (утвердительные). Нераспространенные и распространенные простые предложения.

00003133.png

Грамматическая конструкция о себе:

00003134.png

00003135.png

00003136.png

00003137.png

Грамматическая конструкция: умение отвечать на вопросы "хайдах?", "туох?" Составление словосочетаний имена прилагательные + имена существительные, местоимение + имя существительное по теме лексической группы.

98.6.5. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование некоторых социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения: приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление. Знание небольших произведений детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг. Знание названий частей тела, предметов домашнего обихода, школьных принадлежностей и другие.

98.6.6. Компенсаторные умения.

Использование при аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту). Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов; иллюстраций, имитирования.