35.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку на уровне начального общего образования
35.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку на уровне начального общего образования.
35.10.1. В результате изучения родного (вепсского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (вепсского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (вепсского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (вепсского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (вепсского) языка).
35.10.2. В результате изучения родного (вепсского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
35.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (вепсского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
35.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
35.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
35.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
35.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
35.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
35.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
35.10.3. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях неофициального общения (приветствие, выражение благодарности, извинение), используя вербальные и (или) зрительные опоры в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета (не менее 1 - 2 реплик со стороны каждого собеседника);
вести диалог-расспрос (сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 1 реплики со стороны каждого собеседника);
создавать с использованием ключевых слов, вопросов и (или) иллюстраций устных связных монологических высказываний (описание предмета, рассказ о себе) объемом не менее 2 фраз в рамках изучаемой тематики;
воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербальную (невербальную) реакцию на услышанное (при непосредственном общении);
читать вслух учебные тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание прочитанного;
владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
воспроизводить речевые образцы, списывать текст; выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;
правильно ставить ударение в простых и сложных словах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;
правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minai om sizar; экзистенциальное предложение: Minun perehes om mamoi, tatoi, baboi da ; предикативную конструкцию с инверсией: Minun nimi om Lena;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Oled-ik Lena?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ik;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами Ken? ?: Ken oled? om?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом: Ota pirdim;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы номинатива единственного и множественного числа: kala - kalad;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы генитива единственного числа Kenen? Min? -n: Tan'an ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения: , , в форме номинатива и генитива;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения: nece, se;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы спряжения глагола olda: olen, oled, om, olem, olet, oma;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 10) числительные;
владеть отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности);
использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.
35.10.4. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
вести с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником; поздравление с праздником; выражение благодарности за поздравление; извинение) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);
вести диалог-расспрос (запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать устные связные монологические высказывания объемом не менее 3 фраз в рамках изучаемой тематики с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов, вопросов (описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге и другие);
воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербально реагировать на услышанное (при непосредственном общении);
воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (при опосредованном общении), используя зрительные опоры и языковую догадку (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 40 секунд);
читать вслух учебные тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;
читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, используя зрительные опоры и языковую догадку (объем текста для чтения - до 80 слов);
владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
воспроизводить речевые образцы, списывать текст;
выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение, дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
заполнять простые формуляры с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, адрес);
писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с Днем рождения, Новым годом);
произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;
правильно ставить ударение в простых и сложных словах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;
правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 2 класса;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minai ei ole vel'l'ed; экзистенциальное предложение: Irdal ei ole last; предикативную конструкцию с номинативом множественного числа предикатива: ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Om-ik sinai armaz bobaine?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: ? ( oma kezamujud?), Kenen? (Kenen bobaine om?), Keda? (Keda armastad?), ? ( last kanzas om?);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив с окончанием ("генитив"): Tahtoin ostta kirjan; партитив объекта, выраженного вещественным существительным: pudrod;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы партитива единственного числа, Keda? ? -d, -t: sana - sanad, vezi - vet;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы инессива единственного числа, Kus? ? -s: Karjalas;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы адессива единственного числа, Kel? Mil? -1: Lind oksal; om koir;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: tt:cc (mitte:);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи номинатив, генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы на -da: sanuda, lugeda; глаголы на -ta, -()ta: ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи отрицательный глагол: en, et, ei, em, et, ei;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительную и отрицательную форму презенса глагола: - en ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные формы императива 2-ого лица единственного числа: Tule . Ala voika;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов: (mihe?) peitoho, . Armastada (keda?) mamoid. Abutada (kenele?) minei;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paid - paidad;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные (до 100);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы;
использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);
использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села на родном (вепсском) языке;
использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.
35.10.5. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением принятых норм речевого этикета (не менее 4 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование (рассказ) в рамках изучаемой тематики объемом не менее 4 фраз с вербальными и (или) зрительными опорами;
передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем монологического высказывания - не менее 4 фраз);
воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);
читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;
читать про себя и понимать учебные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 130 слов);
заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия и другие;
писать с использованием образца поздравления с выражением пожеланий (с Днем рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками);
создавать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено;
произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;
правильно ставить ударение в простых и сложных словах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;
правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных ранее;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предикативную конструкцию с генитивом предикатива: Se bobaine om minun;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: ?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: ? ( sanui?), Kus? (Kus ?), ? ( tuled?), Kuna? (Kuna ?), Kel? (Kel om baboi?), Kelle? (Kelle kirjutad ?);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota pirdim; аккузатив с окончанием ("генитив"): Tahtoin ostta kirjan; партитив объекта, выраженного вещественным существительным: pudrod;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения имен: на -zi: , vezi; на -ine: sinine, heboine; на -iz, -ez, -az, : , kirvez, armaz, ; на -im: avadim, на -l', r', m': sur', kel', lem';
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные формы склонения имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения): Иллатив единственного числа, Kuna? Mihe? -ha, -hu, -ho, -he: , pu - puhu, kino - kinoho, pert' - pertihe. Аблатив, ? (?) ? . Ota kirj . Tat tuli . Аллатив, Kenele (Kelle?) Mille? -le. mamale . Tule murginale;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова вепсского языка, имеющие только форму множественного числа: , tukad;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи случаи чередования ступеней согласных в основе слова: z':d (voz':voded), zi:de (vezi:vedes), rz':rde (parz':pardel);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи степени сравнения прилагательных: компаратив с показателем -mb (vanhemb, noremb), суперлатив: kaikid и компаратив: kaikid surem;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы на -da: , ujuda, ; глаголы на -ta, -()ta,: opeta, ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные формы простого претерита (имперфекта): lugin, pajatit, ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы: en voi, Voib-ik ?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы кондиционала;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление наиболее употребительных глаголов: (mihe?) kodihe. (kuna?) . Soitta (mil?) . Kacta (?) kinod, televizorad. Ostta (?) laukas, bazaral;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы согласования прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paid - paidad - paidas;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги: al, alle, , taga, polhe, ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы: i, da, no, vai, dai;
использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);
использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села;
использовать при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов.
35.10.6. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);
вести диалог-разговор по телефону с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника;
создавать устные связные монологические высказывания (описание, рассуждение, повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);
создавать устные связные монологические высказывания по образцу, выражать свое отношение к предмету речи;
передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 4 - 5 фраз;
представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объеме не менее 4 - 5 фраз;
воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);
читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;
читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 160 слов;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка;
читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы и другие) и понимать представленную в них информацию;
заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия и другие;
писать поздравления с выражением пожеланий с использованием образца (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками);
писать с использованием образца электронное сообщение личного характера (объем сообщения - до 50 слов);
произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;
правильно ставить ударение в простых и сложных словах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;
правильно писать изученные слова;
правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 350 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации, словосложения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предикативную конструкцию с партитивом предикатива: Maid om vilu, предложения с семантикой состояния: Minei om huba. Olen , конструкцию долженствования: pidab - Minei pidab kirjutada sebranikale;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Mitte? (Mitte om?), Kut? (Kut voit?), ? ( itked (voikad)?), Konz? (Konz sinun om?);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи альтернативный вопрос, союз vai: Tuled-ik vai homen?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи неполные вопросительные предложения: Kut azjad (oma)? - Spasib, . A sinai? - ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные, прилагательные, местоимения в следующих падежных формах: Транслатив, Keneks? ? -ks, . . Ajoin ; Комитатив, Kenenke? Minke? Homen vellenke adivoihe;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: t:tk (kaste: kastked), d:tk (purde: purtked);
распознавать и употреблять в устной и письменной речи относительное местоимение joga;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи наиболее употребительные формы перфекта: Oled-ik ?;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов: Vastata (keda?) . Ozatelda (minke?) . (mihe?) ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI); словосочетания с количественными числительными (числительное и существительное в партитиве единственного числа): 3 koirad; формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: fateras.; формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: , koumandel ();
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные предлоги и послелоги: ;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные союзы: , konz;
владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);
использовать в речи названия родной страны, родного города или села;
кратко представлять свою страну, сой регион на родном (вепсском) языке в рамках изучаемой тематики;
использовать при чтении и аудировании языковую догадку (понимать значения незнакомого слова или новое значение знакомого слова из контекста);
использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова, вопросы; картинки, фотографии;
прогнозировать содержание текста для чтения на основе заголовка;
игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей