Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

35.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку на уровне начального общего образования

35.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку на уровне начального общего образования.

35.10.1. В результате изучения родного (вепсского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (вепсского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (вепсского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (вепсского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (вепсского) языка).

35.10.2. В результате изучения родного (вепсского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

35.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (вепсского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

35.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

35.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

35.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

35.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

35.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

35.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

35.10.3. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях неофициального общения (приветствие, выражение благодарности, извинение), используя вербальные и (или) зрительные опоры в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета (не менее 1 - 2 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 1 реплики со стороны каждого собеседника);

создавать с использованием ключевых слов, вопросов и (или) иллюстраций устных связных монологических высказываний (описание предмета, рассказ о себе) объемом не менее 2 фраз в рамках изучаемой тематики;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербальную (невербальную) реакцию на услышанное (при непосредственном общении);

читать вслух учебные тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание прочитанного;

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст; выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;

делить слова на слоги;

правильно ставить ударение в простых и сложных словах;

соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minai om sizar; экзистенциальное предложение: Minun perehes om mamoi, tatoi, baboi da 00000296.wmz; предикативную конструкцию с инверсией: Minun nimi om Lena;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Oled-ik 00000297.wmz Lena?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ik;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами Ken? 00000298.wmz?: Ken 00000299.wmz oled? 00000300.wmz 00000301.wmz om?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом: Ota pirdim;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы номинатива единственного и множественного числа: kala - kalad;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы генитива единственного числа Kenen? Min? -n: Tan'an 00000302.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения: 00000303.wmz, 00000304.wmz, 00000305.wmz в форме номинатива и генитива;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения: nece, se;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы спряжения глагола olda: olen, oled, 00000306.wmz om, olem, olet, 00000307.wmz oma;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 10) числительные;

владеть отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.

35.10.4. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

вести с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником; поздравление с праздником; выражение благодарности за поздравление; извинение) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания объемом не менее 3 фраз в рамках изучаемой тематики с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов, вопросов (описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге и другие);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербально реагировать на услышанное (при непосредственном общении);

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (при опосредованном общении), используя зрительные опоры и языковую догадку (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 40 секунд);

читать вслух учебные тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, используя зрительные опоры и языковую догадку (объем текста для чтения - до 80 слов);

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст;

выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение, дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

заполнять простые формуляры с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, адрес);

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с Днем рождения, Новым годом);

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;

делить слова на слоги;

правильно ставить ударение в простых и сложных словах;

соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 2 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minai ei ole vel'l'ed; экзистенциальное предложение: Irdal ei ole last; предикативную конструкцию с номинативом множественного числа предикатива: 00000308.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Om-ik sinai armaz bobaine?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: 00000309.wmz? (00000310.wmz oma kezamujud?), Kenen? (Kenen bobaine om?), Keda? (Keda 00000311.wmz armastad?), 00000312.wmz? (00000313.wmz last kanzas om?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив с окончанием ("генитив"): Tahtoin ostta kirjan; партитив объекта, выраженного вещественным существительным: 00000314.wmz pudrod;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы партитива единственного числа, Keda? 00000315.wmz? -d, -t: sana - sanad, vezi - vet;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы инессива единственного числа, Kus? 00000316.wmz? -s: 00000317.wmz Karjalas;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы адессива единственного числа, Kel? Mil? -1: Lind 00000318.wmz oksal; 00000319.wmz om koir;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: tt:cc (mitte:00000320.wmz);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи номинатив, генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы на -da: sanuda, lugeda; глаголы на -ta, -(00000321.wmz)ta: 00000322.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи отрицательный глагол: en, et, ei, em, et, ei;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительную и отрицательную форму презенса глагола: 00000323.wmz - en 00000324.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные формы императива 2-ого лица единственного числа: Tule 00000325.wmz. Ala voika;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов: 00000326.wmz (mihe?) peitoho, 00000327.wmz. Armastada (keda?) mamoid. Abutada (kenele?) minei;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paid - 00000328.wmz paidad;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные (до 100);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села на родном (вепсском) языке;

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.

35.10.5. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением принятых норм речевого этикета (не менее 4 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование (рассказ) в рамках изучаемой тематики объемом не менее 4 фраз с вербальными и (или) зрительными опорами;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем монологического высказывания - не менее 4 фраз);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 130 слов);

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия и другие;

писать с использованием образца поздравления с выражением пожеланий (с Днем рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками);

создавать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;

делить слова на слоги;

правильно ставить ударение в простых и сложных словах;

соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных ранее;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предикативную конструкцию с генитивом предикатива: Se bobaine om minun;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: 00000329.wmz?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: 00000330.wmz? (00000331.wmz 00000332.wmz sanui?), Kus? (Kus 00000333.wmz?), 00000334.wmz? (00000335.wmz tuled?), Kuna? (Kuna 00000336.wmz?), Kel? (Kel om baboi?), Kelle? (Kelle 00000337.wmz kirjutad 00000338.wmz?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota pirdim; аккузатив с окончанием ("генитив"): Tahtoin ostta kirjan; партитив объекта, выраженного вещественным существительным: 00000339.wmz pudrod;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения имен: на -zi: 00000340.wmz, vezi; на -ine: sinine, heboine; на -iz, -ez, -az, 00000341.wmz: 00000342.wmz, kirvez, armaz, 00000343.wmz; на -im: avadim, на -l', r', m': sur', kel', lem';

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные формы склонения имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения): Иллатив единственного числа, Kuna? Mihe? -ha, -hu, -ho, -he: 00000344.wmz, pu - puhu, kino - kinoho, pert' - pertihe. Аблатив, 00000345.wmz? (00000346.wmz?) 00000347.wmz? 00000348.wmz. Ota kirj 00000349.wmz. Tat tuli 00000350.wmz. Аллатив, Kenele (Kelle?) Mille? -le. 00000351.wmz mamale 00000352.wmz. Tule murginale;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова вепсского языка, имеющие только форму множественного числа: 00000353.wmz, tukad;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи случаи чередования ступеней согласных в основе слова: z':d (voz':voded), zi:de (vezi:vedes), rz':rde (parz':pardel);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи степени сравнения прилагательных: компаратив с показателем -mb (vanhemb, noremb), суперлатив: kaikid и компаратив: kaikid surem;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы на -da: 00000354.wmz, ujuda, 00000355.wmz; глаголы на -ta, -(00000356.wmz)ta,: opeta, 00000357.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные формы простого претерита (имперфекта): 00000358.wmz lugin, 00000359.wmz pajatit, 00000360.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы: en voi, Voib-ik 00000361.wmz?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы кондиционала;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление наиболее употребительных глаголов: 00000362.wmz (mihe?) kodihe. 00000363.wmz (kuna?) 00000364.wmz. Soitta (mil?) 00000365.wmz. Kacta (00000366.wmz?) kinod, televizorad. Ostta (00000367.wmz?) laukas, bazaral;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы согласования прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paid - 00000368.wmz paidad - 00000369.wmz paidas;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги: al, alle, 00000370.wmz, taga, polhe, 00000371.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы: i, da, no, vai, dai;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села;

использовать при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов.

35.10.6. Предметные результаты изучения родного (вепсского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-разговор по телефону с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника;

создавать устные связные монологические высказывания (описание, рассуждение, повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);

создавать устные связные монологические высказывания по образцу, выражать свое отношение к предмету речи;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 4 - 5 фраз;

представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объеме не менее 4 - 5 фраз;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 160 слов;

прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы и другие) и понимать представленную в них информацию;

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия и другие;

писать поздравления с выражением пожеланий с использованием образца (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками);

писать с использованием образца электронное сообщение личного характера (объем сообщения - до 50 слов);

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (вепсского) языка;

делить слова на слоги;

правильно ставить ударение в простых и сложных словах;

соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 350 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации, словосложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предикативную конструкцию с партитивом предикатива: Maid om vilu, предложения с семантикой состояния: Minei om huba. Olen 00000372.wmz, конструкцию долженствования: pidab - Minei pidab kirjutada sebranikale;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Mitte? (Mitte 00000373.wmz om?), Kut? (Kut voit?), 00000374.wmz? (00000375.wmz itked (voikad)?), Konz? (Konz sinun 00000376.wmz om?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи альтернативный вопрос, союз vai: Tuled-ik 00000377.wmz vai homen?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи неполные вопросительные предложения: Kut azjad (oma)? - Spasib, 00000378.wmz. A sinai? - 00000379.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные, прилагательные, местоимения в следующих падежных формах: Транслатив, Keneks? 00000380.wmz? -ks, 00000381.wmz. 00000382.wmz. Ajoin 00000383.wmz; Комитатив, Kenenke? Minke? Homen vellenke 00000384.wmz adivoihe;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: t:tk (kaste: kastked), d:tk (purde: purtked);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи относительное местоимение joga;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наиболее употребительные формы перфекта: Oled-ik 00000385.wmz?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов: Vastata (keda?) 00000386.wmz. Ozatelda (minke?) 00000387.wmz. 00000388.wmz (mihe?) 00000389.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI); словосочетания с количественными числительными (числительное и существительное в партитиве единственного числа): 3 koirad; формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: 00000390.wmz fateras.; формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: 00000391.wmz, koumandel (00000392.wmz);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные предлоги и послелоги: 00000393.wmz;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные союзы: 00000394.wmz, konz;

владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

использовать в речи названия родной страны, родного города или села;

кратко представлять свою страну, сой регион на родном (вепсском) языке в рамках изучаемой тематики;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку (понимать значения незнакомого слова или новое значение знакомого слова из контекста);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова, вопросы; картинки, фотографии;

прогнозировать содержание текста для чтения на основе заголовка;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.