Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

116.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования

116.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования.

116.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами карельской литературы (ливвиковское наречие), развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

116.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

116.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

116.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

116.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

116.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

116.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

116.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

116.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) с использованием предложенного образца.

116.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие). К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения литературных произведений на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) для познания себя, мира, национальной истории и культуры;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

слушать и проговаривать стихотворные произведения, фольклорные произведения малых жанров;

владеть элементарными приемами интерпретации произведений карельской литературы и фольклорных произведений малых жанров (песенки, стихотворения, дразнилки, считалки, потешки и другие);

участвовать в коллективном обсуждении прослушанного или прочитанного текста;

различать фольклорные и авторские произведения;

различать художественные произведения разных жанров, приводить примеры этих произведений;

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

ориентироваться на практическом уровне в изученных литературоведческих понятиях (автор, поэт, стихотворение, заглавие, тема, рифма и другие);

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом пространстве Интернета) по заданной тематике или по собственному желанию.

116.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие). К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

применять опыт чтения произведений карельской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, соблюдая правила речевого этикета, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

обогащать собственный круг чтения.

116.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие). К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности карельского языка (ливвиковское наречие) на основе изучения произведений карельской литературы и карельского фольклора;

осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

совершенствовать в процессе чтения произведений карельской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое (в соответствии с целью чтения) (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

применять опыт чтения произведений карельской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

сравнивать, сопоставлять, выполнять элементарный анализ различных текстов, используя литературоведческие понятия;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

находить средства художественной выразительности (синонимы, антонимы, гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты);

работать с тематическим каталогом.

116.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие). К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения карельской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;

совершенствовать в процессе чтения произведений карельской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений карельской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

при анализе художественных текстов формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание художественного текста;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями научно- популярного текста, опираясь на его содержание;

составлять краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;

работать с детской периодикой.