Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

86.6. Содержание обучения в 1 классе

86.6. Содержание обучения в 1 классе.

86.6.1. Начальным этапом изучения родного (чувашского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (чувашский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (чувашском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.

В начале обучения грамоте осуществляется введение в систему языкового и литературного образования. Содержание этого этапа направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание уделяется развитию устных форм речи у каждого обучающегося. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению. Обучение родной чувашской грамоте, цель которого - формирование первоначальных навыков чтения и письма на основе ознакомления с общими закономерностями устройства фонетической и графической систем чувашского языка, делится на 3 периода. На начальном периоде решаются задачи речевого развития, овладевания основами литературной речи, развития фонематического слуха, формирования навыков анализа и синтеза речи, формирования у обучающихся универсальных учебных действий. У обучающихся, в том числе и посредством моделирования, формируется представление об основных единицах речи: текст, предложение, словосочетание, слово, звук, о системных отношениях между языковыми единицами. Основной задачей букварного периода является овладение обучающимися механизмом чтения и письма, формирование у них первоначальных навыков чтения и письма. Звуки и буквы вводятся поэтапно. При определении порядка подачи звуков и букв учитывается своеобразие соотношений между звуковой и графической системами, которое в чувашском языке достаточно сложное. На первом этапе главная цель - заложить основы механизма слогового чтения на примере простых слогов и слов с однозначным соотношением звука и алфавитного значения буквы. На следующих этапах идет усвоение особенностей позиционного чтения, способами обозначения мягкости и твердости согласных звуков при письме, формированию в учебном действии представления о механизме закона сингармонизма в чувашском языке. На последнем этапе предполагается знакомство с буквами, обозначающими звуки, встречающиеся в чувашском языке лишь в заимствованных словах, осознание закономерности чтения заимствованных слов, сложностей чувашского двухсистемного письма. Методической основой обучения родной чувашской грамоте является аналитико-синтетический метод. На заключительном периоде обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы правильного, осознанного, темпового и выразительного чтения (слов, предложений, текстов), идет формирование потребности и мотива чтения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей обучающихся.

86.6.2. Развитие речи.

Восприятие и понимание слов, предложений, небольших текстов при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера: по предметным и сюжетным картинам, из личного опыта и наблюдений, на основе вопросов, указаний и опорных слов. Участие в диалоге.

86.6.3. Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: определение начала и конца предложения, выделение слов, определение их порядка. Интонация в предложении.

86.6.4. Фонетика. Звуки речи.

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Восприятие на слух звукового состава слова. Установление числа и последовательности звуков в слове, различение и выделение звуков в словах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Производство полного звукового анализа слов, составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Различение гласных и согласных звуков, мягких и твердых гласных, мягких и твердых согласных. Звонкие согласные, встречающиеся в чувашском языке лишь в заимствованных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.

86.6.5. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип чувашской графики. Буквы гласных - как показатель твердости или мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки. Последовательность букв в чувашском алфавите.

86.6.6. Чтение и письмо.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Усвоение гигиенических требований при письме. Умение ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным письмом. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, предложениями, знака переноса.

86.6.7. Орфография и пунктуация.

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов), перенос по слогам слов без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.