Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

103.7. Содержание обучения во 2 классе

103.7. Содержание обучения во 2 классе.

103.7.1. Устное народное творчество.

Сказки "Къамзэгур" ("Муравей"), "ЧIыхъумбый" ("Крот"), "ЛIыжъым иосыет" ("Завет старика").

Сказание "Сэтэнай-къэгъагъ" ("Цветок Сатаная") (из нартского эпоса).

103.7.2. Литературные сказки.

П.К. Кошубаев Сказка "ЦIыфмэ машIор къызэрашIагъэр" ("Как люди узнали пользу огня").

С.И. Панеш Сказка "Мэз гъэхъун" ("На лесной поляне").

103.7.3. Басни.

Х.А. Ашинов Басня "Тыгъужъымрэ пыжъымрэ" ("Волк и еж").

М.С. Паранук Басня "ПкIэшъэхъумрэ бжьэмрэ" ("Гусеница и пчела").

А.Ю. Шаззо "Баснэ" ("Басня").

103.7.4. Из-под пера адыгейских поэтов и писателей.

Гимн Республики Адыгея (слова И.Ш. Машбаш, музыка У.Х. Тхабисимова).

Х.Б. Андрухаев Стихотворения "Бжыхьэ" ("Осень"), "Щэхъурадж" ("Шехурадж").

Х.А. Ашинов Стихотворение "КIэщыгъобэшI" ("Выбор профессии").

Н.Н. Багов Стихотворение "ШIуфэс, сентябрэр!" ("Здравствуй, сентябрь!").

Х.Я. Беретарь Стихотворения "Дунаим ыцIэр - чIыгу" ("Вселенная - это наша Земля"), "Тикъэлэ лъапI" ("Дорогой наш город"), "КIымэфэ мыл" ("Зимний лед"), "Тигъэмаф" ("Наше лето"), "Осэпс" ("Роса"), "Сыд псэушъхьа мыр?" ("Что за животное?").

А.М. Гадагатль Стихотворения "ТиухъумакIу" ("Пограничник"), "Типцэжъые Лабэ щесы" ("Наша рыбка плавает в Лабе").

Т.И. Дербе Стихотворение "Сыадыг" ("Я - адыг").

К.Х. Жане Стихотворения "Зыгъэкъабз" ("Будь опрятен!"), "Апэрэ къэгъагъ" ("Первый цветок"), "Джар пэрыт о ягъаIу!" ("Будь первым во всем!"), "Чэтыу цIыкIу" ("Кошечка"), "Март" ("Март"), "Синан" ("Моя мама"), "Къутэмэ гъугъэхэр" ("Сухие ветки"), "Адышэс бзыу благъэ иI" ("У Адышеса друг - птичка").

Н.Ю. Куек Стихотворения "Ти Коституцие" ("Наша Конституция"), "ТэгъэтIысхьэ гъэтхэ сад" ("Сажаем весенний сад"), "ТичIыгу сыдэу даха?" ("Как красива наша земля").

К.Х. Кумпилов Стихотворения "ЛIыхъужъым иорэд" ("Песня о герое"), "Родинэр" ("Родина").

И.Ш. Машбаш Стихотворение "Тихэгъэгу" ("Наша Родина").

Д.Р. Мирза Стихотворение "ПкIау цIыкIур" ("Маленькая стрекоза").

Р.М. Нехай Стихотворения "Тхъагъо кIымафэр" ("Весело зимой"), "Маир бэрэ къытфэрэкIу" ("Пусть к нам почаще приходит май"), "Дахэу гущыIэ" ("Разговаривай красиво"), "Ным игущыI" ("Слово матери").

М.С. Паранук Стихотворения "Мартым я 8-рэ мафэр..." ("8 Марта"), "Мэбыбых тикосмос къухьэхэр" ("Летают в космос наши корабли"), "Май" ("Май").

Д.Б. Чуяко Стихотворения "Къэгъэгъэ Iэрам" ("Букет цветов"), "IэпэIасэу зытэгъасэ" ("Учимся мастерству"), "Зэныбджэгъухэр" ("Друзья").

А.Ш. Шаков Стихотворение "Сихьэ цIыкIу" ("Мой щенок").

Ю.Г. Чуяко Рассказы "Къэгъэгъэ Iэрам" ("Букет цветов"), "Зэмыжэгъэхэ лIыгъэр" ("Неожиданная смелость (храбрость)").

Т.И. Дербе Рассказ "Муратэ иджэгуалъ" ("Игрушка Мурата").

Н.А. Дзыбова Рассказ "IэшIу, Iэзэгъу, дахэ" ("Вкусно, полезно, красиво").

П.К. Кошубаев Рассказы "Хэт нахь лъэшыр?" ("Кто сильнее?"), "ДзэкIолI лIыхъужъ" ("Солдат-герой" (Ачмиз Абубачир), "Тикъал" ("Наш город").

А.М. Схаляхо Рассказ "Андырхъое Хъусен" ("Андрухаев Хусен").

Х.М. Панеш Рассказ "Хьалэлыр Iахьынчъэп" ("Щедрый не остается без доли").

103.7.5. Литература других народов (в переводе на адыгейский язык).

В.А. Осеев Рассказы "Ныожъ цlыкlу" ("Просто старушка") (перевод Д.М. Тамбиева, Т.Д. Чеучева, А.Б. Чуяко), "Сыд нахь псынкlэр?" ("Что легче?") (перевод Ф.Н. Апиш).

103.7.6. Литературоведческая пропедевтика.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: сюжет (последовательность событий), тема, главная мысль, персонажи. Герой произведения: его портрет, речь, поступки. Фольклорные и авторские художественные произведения (их сходство и различие). Жанровое разнообразие произведений. Басня. Малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Литературная (авторская) сказка. Литературная сказка в прозе и стихах. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Особенности сказок о животных, бытовые, волшебные. Сказка и рассказ. Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Средства и приемы художественной выразительности: сравнение, гипербола, олицетворение. Деление текста на части.