Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

39.6. Содержание обучения в 1 классе

39.6. Содержание обучения в 1 классе.

39.6.1. Начальным этапом изучения родного (кабардино-черкесского) языка является учебный курс "Обучение грамоте". "Обучение грамоте": обучение письму идет параллельно с обучением чтению. На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 66 часов (2 часа в неделю). Раздельное изучение учебных предметов "Родной (кабардино-черкесский) язык" и "Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке" начинается со 2 класса.

39.6.2. Виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).

Слушание. Цели и ситуации устного общения. Восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Речь монологическая и диалогическая. Создание устного монологического высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Диалогическая форма речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Особенности начала, поддержки, окончания разговора, способы привлечения внимания и тому подобное. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Орфоэпические и интонационные нормы.

Чтение. Слоговое чтение. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Соответствие интонаций и пауз при чтении вслух знакам препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Техника чтения вслух и про себя с пониманием основного содержания учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Гигиенические требования при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Ориентация в пространстве листа тетради и в пространстве классной доски. Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Каллиграфические требования правильности написания, разборчивости, аккуратности письма. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.

Письмо букв, специфических букв кабардинского языка, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной обучающимся тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и тому подобное).

39.6.3. Язык и речь. Слово и предложение.

Наша речь: устная и письменная. Подготовка к письму. Гигиенические требования при письме. Письмо наклонных линий. Письмо овалов и полуовалов. Предложение. Схематичное изображение предложения. Составление модели предложения с помощью схемы. Слово. Схематичное изображение слова. Деление речи на предложения, предложения на слова. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных. Слог. Деление слова на слоги с использованием графических схем. Ударение.

Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалочки, детские игры). Сказки.

Лексический материал: овощи и фрукты, счет, календарь, знакомство со счетом на кабардинском языке, использование календаря, дни недели.

39.6.4. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Гласные звуки. Согласные звуки. Гласные звуки и слог. Слогообразующая роль гласных звуков.

Произношение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв.

Кабардино-черкесский алфавит. Специфичные буквы и звуки кабардино-черкесского языка. Произношение звука [э], письмо буквы Э, э (буква э не пишется в начале слова). В начале слова слышится и произносится звук [э], но пишется буква а. Произношение звука [ы], письмо буквы Ы, ы. После согласного [у] слышится звук [ы], но не пишется буква ы. В словах после согласного звука [у] слышится [ы], но буква ы никогда не пишется. Произношение звука [й], письмо буквы Й, й. Произношение звука [и] и [йы], письмо буквы И, и. В начале слова слышится [йы], но всегда пишется буква и. Произношение звука [л], письмо буквы Л, л. Специфика произношения звука [л] в кабардино-черкесском языке. Произношение звука [г], письмо буквы Г, г. Специфика произношения звука [г] в кабардино-черкесском языке. Произношение звука [х], письмо буквы Х, х. Парные согласные в русском языке г-к, в кабардинском языке г-х. Произношение звука [к], письмо буквы К, к. Произношение звука [гу], буквы Гу, гу. Специфические сложносоставные звуки и буквы в кабардино-черкесском языке. Роль ь, ъ, I, у в образовании сложносоставных согласных букв. Произношение звука [ку], письмо буквы Ку, ку. Произношение звука [ху], письмо буквы Ху, ху. Произношение звука [о], письмо буквы О, о. Специфика произношения звука [о] в кабардино-черкесском языке. Произношение звука [е] и слияние [йэ], письмо буквы Е, е. Произношение звука [хь], письмо буквы Хь, хь. Произношение звука [I], письмо буквы I. Произношение звука [Iу], письмо буквы Iу. Звук [жь], письмо буквы Жь, жь. Произношение звука [дж], письмо буквы Дж, дж. Произношение звука [дз], письмо буквы Дз, дз. Произношение [йа], письмо буквы Я, я. Произношение звука [лъ], письмо буквы Лъ, лъ. Произношение звука [къ], письмо буквы Къ, къ. Произношение звука [къу], письмо буквы Къу, къу. Лабиализованные звуки, после них слышится звук [ы], но никогда не пишется буква ы. Произношение звука [гъ], письмо буквы Гъ, гъ. Произношение звука [гъу], письмо буквы Гъу, гъу. Произношение звука [хъ], письмо буквы Хъ, хъ. Произношение звука [хъу], письмо буквы Хъу, хъу. Произношение звука [кI], письмо буквы КI, кI. Произношение звука [кIу], письмо буквы КIу, кIу. Произношение звука [щI], письмо буквы ЩI, щI. Произношение звука [фI], письмо буквы ФI, фI. Произношение звука [цI], письмо буквы ПI, пI. Произношение звука [ц], письмо буквы Ц, ц. Произношение звука [цI], письмо буквы ЦI, цI. Произношение звука [тI], письмо буквы ТI, тI. Произношение звука [лI], письмо буквы ЛI, лI. Произношение звука [ч], письмо буквы Ч, ч. Произношение звука [кхъ], письмо буквы Кхъ, кхъ. Произношение звука [кхъу], письмо буквы Кхъу, кхъу. Произношение слияния [йу], письмо буквы Ю, ю. Произношение [йо], письмо буквы 00000416.wmz, 00000417.wmz (Буквы 00000418.wmz и ю встречаются только в русских заимствованных словах). Знаки ь, ъ. Роль ь и ъ в кабардинском языке. Письмо знаков ь, ъ. Произношение звука русского алфавита [э], письмо буквы Э, э. Буква э в кабардинском языке обозначает специфический звук [э], а звук [э] русского алфавита используется только в заимствованных словах.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Ударение. Буквенные обозначения согласных звуков. Характеристика звуков. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как бел, елэн, ещанэ, щанэ и других.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Слог. Перенос слов по слогам. Правила переноса: не оставлять одну букву на строчке и не переносить одну букву на другую строчку, не делить специфические сложносоставные буквы, при этом можно оставлять сложносоставные буквы с компонентом у (ху, гу, гъу, хъу, кхъу и другие) на строке, если при чтении слышится звук [ы].

Ударение в кабардино-черкесском языке.

Модель звукового состава слова. Буквы э, ё, ю, к в заимствованных словах. Буква у в словах (гласный и согласный звук).

Слог. Слово. Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Прописная буква в названиях кличек животных, улиц, городов, рек. Слова близкие по смыслу, противоположные по смыслу. Разное значение одинаковых по звучанию и письму слов: сэ - сэ (нож - я), шэ - шэ (молоко - веди), дэ - дэ (орех - мы) и другие.

Предложение. Текст. Употребление прописной буквы в начале предложения. Виды предложения по цели высказывания (без терминологии). Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и при письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Письмо. Правильное начертание букв, рациональное соединение. Специальные упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажения форм букв или их отдельных элементов и другие Упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми гласными и специфическими сложносоставными буквами кабардинского языка.

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Прописная буква в начале предложения в именах собственных. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Текст. Тема и главная мысль текста. Диалогическая и монологическая форма речи. Правильная устная речь как показатель общей культуры человека.

39.6.5. Развитие речи.

Правильное, осознанное и выразительное чтение небольших текстов. Пересказ прочитанного текста. Объяснение значения слов. Поиск информации в тексте.

Составление короткого текста на определенную тему (о школе, о детях, о животных, по сюжетным картинкам и личным наблюдениям).

Работа с текстом: списывание текста, оформление предложений в тексте.

Нормы речевого этикета в кабардинском языке в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).