Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

129.9. Содержание обучения в 4 классе

129.9. Содержание обучения в 4 классе.

129.9.1. Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).

Ненецкая сказка фольклорная (народная). 00004845.wmz. Отражение в сказке быта и культуры ненецкого народа, реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказки: последовательность событий в сказке. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные (без употребления термина). Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказки. Нравственные ценности, поступки, отражающие нравственные качества.

Ненецкие загадки ("Хобцоко"). Народные приметы.

00004846.png

Ненецкие загадки ("00004847.wmz") (по выбору).

00004848.png

129.9.2. Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе и истории, о животных, о семье, традициях и другие тематические блоки.

Рассказы и стихотворения ненецких писателей и поэтов, русских писателей и поэтов, переведенные на ненецкий язык. О школе и важности учебы, о семье и о маме, о нашей Родине, о любви к родной земле, о страницах истории России (полет первого человека в космос) и защитниках Отечества, теме Великой Отечественной войны и о жизни детей во время войны, Дне Победы. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Осознание понятия: поступок, подвиг.

О природе тундры в разное время года, о жизни животных и птиц, взаимоотношении человека и животных, защите и охране природы, о жизни и труде людей тундры, о детях и их жизни, занятиях, о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о традиционных занятиях и образе жизни ненецкого народа.

Лирические произведения поэтов и писателей как описание в стихотворной форме чувств, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

00004849.png

00004850.png

Творчество А. Пырерка, Н. Терещенко, Е. Сусой, Г. Пуйко, Л. Лапцуй, Г. Тахоля, П.А. Явтысого, В.Н. Ледкова.

129.9.3. Литературные произведения других народов России, произведения русских писателей и поэтов, написанные на русском языке, в переводе на ненецкий язык.

Произведения о любви к Родине, о защитниках Отечества.

Произведения для чтения в переводе на ненецкий язык Е. Сусой: рассказы Г. Гроденского, В. Михайловского.

00004851.png

129.9.4. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга - друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: художественная, справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания.

129.9.5. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности (синонимов, антонимов, эпитетов сравнений, метафор).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой произведения (портрет, речь, поступки, мысли), отношение автора к герою.

Общие представления об особенностях разных типов текста: повествование (рассказ), описание природы, рассуждение (диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.