Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

73.8. Содержание обучения в 3 классе

73.8. Содержание обучения в 3 классе.

73.8.1. Общие сведения о языке.

Удмуртский язык как государственный язык Удмуртской Республики.

73.8.2. Систематический курс.

73.8.2.1. Фонетика и графика.

Звуки удмуртского языка (повторение изученного): гласный (согласный); согласный твердый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твердого знаков, условия использования при письме разделительных мягкого и твердого знаков; соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ знаками.

73.8.2.2. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков в словах. Правильная интонация в процессе говорения и чтения.

73.8.2.3. Лексика.

Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы (повторение изученного).

73.8.2.4. Состав слова (морфемика).

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи).

Суффикс как часть слова. Суффиксы словообразовательные и формообразующие (наблюдение). Изменение формы слова с помощью формообразующих суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Приставка как часть слова (наблюдение).

Корень, приставка, суффикс - значимые части слова (общее представление).

Сложные слова (общее представление).

73.8.2.5. Морфология.

Имя существительное.

Собственные и нарицательные имена существительные, общее значение, вопросы, употребление в речи (повторение).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные единственного и множественного числа.

Изменение имен существительных по падежам; определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Синтаксическая роль имени существительного (главный и второстепенный член предложения).

Послелог (ознакомление).

Наиболее распространенные послелоги вылын, йылын (на), улын (под), азьын (перед), берын (за), дорын (у), 00001530.wmz (за), пушкын (в), вадьсын (над).

Употребление и правописание послелогов с именами существительными.

Использование послелогов в речи.

Местоимение.

Личные местоимения (общее представление).

Изменение личных местоимений по падежам.

Употребление личных местоимений в речи; использование их для устранения неоправданных повторов в тексте.

Имя прилагательное.

Общее значение, вопросы, употребление в речи.

Употребление имени прилагательного с именем существительным.

Синтаксическая роль имени прилагательного (главный и второстепенный член предложения).

Образование имен прилагательных (наблюдение).

Глагол.

Общее значение глагола, вопросы, употребление в речи (повторение изученного).

Изменение глагола по числам. Единственное и множественное число; образование глаголов единственного и множественного чисел.

Изменение глагола по временам. Настоящее, будущее, прошедшее время; образование глаголов настоящего, будущего, прошедшего времени.

Синтаксическая роль глагола (главный член предложения).

Образование глаголов (наблюдение).

73.8.2.6. Синтаксис.

Предложение.

Образование предложений, установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении (повторение изученного).

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные.

Виды предложений по интонации: восклицательные, невосклицательные.

Члены предложения; главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

73.8.2.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия); буквы 00001531.wmz, э после твердых согласных [д], [з], [л], [н], [с], [т]; разделительный мягкий знак (ь); разделительный твердый знак (ъ); парные звонкие и глухие согласные в конце слова; правописание слов с двойными согласными нн, лл, тт; перенос слов по слогам с одной строки на другую; знаки препинания в конце предложения; раздельное написание послелогов с существительными, личными местоимениями.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словарика для определения (уточнения) написания слова.

73.8.2.8. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Создание собственных текстов заданного типа.

План текста. Написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов.

Подробное изложение повествовательного текста объемом 50 - 55 слов с использованием вопросов.

Написание обучающих сочинений повествовательного характера по заданной теме, по заданному началу текста, по ключевым словам, по картине и репродукции картин с использованием вопросов (объемом 8 - 9 предложений).