Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

84.5. Пояснительная записка

84.5. Пояснительная записка.

84.5.1. Программа по родной (татарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

84.5.2. В основу курса "Родная литература (татарская)" в 10 - 11 классах положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысление обучающимися историко-литературных сведений, нравственно-этических представлений, освоение основных теоретико-литературных понятий, истории татарской литературы, формирование умений и навыков анализировать, оценивать и интерпретировать литературные произведения, овладение выразительными средствами родного (татарского) языка.

84.5.3. В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются следующие содержательные линии: литература татарского народа, проблемно-тематические блоки, теория литературы, которые ориентируются на достижение метапредметных и предметных результатов и охватывают формирование различных компетенций.

84.5.4. В основе содержания и структуры программы преподавания татарской литературы в 10 - 11 классах лежит концепция модульного преподавания, где выделяются такие проблемно-тематические блоки как "Личность и общество", "Личность и история", "Личность и семейные ценности", "Личность и природа" и другие, что дает возможность для формирования восприятия литературы как самостоятельно развивающейся эстетической системы, основанной на раскрытии взаимосвязей литературных произведений, в контексте их восприятия, общественной и культурно-исторической значимости.

84.5.5. Изучение родной (татарской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия;

достижение читательской самостоятельности обучающихся, приобретенных на уроках при обучении литературе навыков анализа и интерпретации литературных текстов.

84.5.6. Достижение поставленных целей реализации программы по родной (татарской) литературе предусматривает решение следующих задач:

формирование ценностного отношения к родной (татарской) литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности;

овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста);

формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и другие);

овладение умением определять стратегию своего чтения, осуществление читательского выбора;

формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и другие);

использование изученных произведений литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

84.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (татарской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).