Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

108.7. Содержание обучения в 11 классе

108.7. Содержание обучения в 11 классе.

108.7.1. Коммуникативные умения.

Совершенствование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение.

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание.

Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования.

Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире.

Молодежь в современном обществе. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы.

Роль спорта в современной жизни.

Туризм. Путешествия по России и зарубежным странам.

Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода.

Родная страна и страна/страны изучаемого языка: столица, крупные города, регионы; система образования; достопримечательности, культурные особенности.

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.

108.7.2. Виды речевой деятельности.

108.7.2.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов):

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; вежливо выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;

диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и другие).

Названные умения диалогической речи развиваются/совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, с использованием, при необходимости, уточнения и переспроса собеседника.

Объем диалога - до 9 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм и без использованием их;

пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста без опоры на ключевые слова, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы.

Объем монологического высказывания - 14 - 15 фраз.

108.7.2.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление.

Языковая сложность текстов для аудирования должна приближаться к пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале).

Время звучания текста/текстов для аудирования - до 2,5 минут.

108.7.2.3. Смысловое чтение.

Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/ интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); понимать структурно-смысловые связи в тексте; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и другие) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Языковая сложность текстов для чтения должна приближаться к пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале).

Объем текста/текстов для чтения - 600 - 800 слов.

108.7.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 140 слов;

создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и другие) с использованием образца, плана, иллюстраций, таблиц, диаграмм, прочитанного/прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 180 слов;

заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;

письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 180 слов.

108.7.3. Языковые знания и навыки.

108.7.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил 00003138.wmz и liaison внутри ритмических групп.

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 150 слов.

108.7.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов, апострофа; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения, отсутствие точки после заголовка.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой после обращения и завершающей фразы; точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи.

108.7.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем - 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1100 лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

аффиксация: образование

глаголов при помощи префиксов re-/00003139.wmz-/r-/res-, 00003140.wmz-/des-/dis-, 00003141.wmz-, a-, sur-, sou-, en-/em-;

имен существительных при помощи суффиксов -er/-00003142.wmz, -eur/ -euse, -teur/-trice, -ain/-aine, -ien/-ienne, -ais/-aise, -ois/-oise, -ence/-ance, -aire, -erie, -ette, -ique, -iste, - isme, -tion/-ation/-ion, -ture, -oir/-oire, -00003143.wmz, -ude, -aison, -esse, -ure, -ment, -issement, -ise, -age, -issage;

имен прилагательных при помощи префиксов inter-/in-/im- и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/-aine, -ais/-ise, -ois/-oise, -ile, -il/-ille, -able/-ible, -eau/-elle, -aire, -atif/-ative, -ique, -ant;

наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/-amment;

имен существительных и прилагательных при помощи отрицательных префиксов in-, im-, il-, ir-, 00003144.wmz-;

числительных при помощи суффиксов -ier/-00003145.wmz, -00003146.wmz;

словосложение: образование

сложных существительных путем соединения основ существительных (00003147.wmz);

сложных существительных путем соединения основы прилагательного с основой существительного (00003148.wmz);

сложных существительных путем соединения основы/основ существительного с предлогом (00003149.wmz, sous-sol);

сложных существительных путем соединения основы глагола с местоимением (rendez-vous);

сложных существительных путем соединения наречия с основой глагола (couche-tard);

сложных существительных путем соединения существительного с основой глагола (passe-temps);

конверсия: образование

имен существительных от неопределенной формы глаголов (lever - un lever, 00003150.wmz - un 00003151.wmz);

имен существительных от имен прилагательных (rouge - un rouge 00003152.wmz 00003153.wmz, bleu - le grand bleu);

имен прилагательных от имен существительных (une orange - les gants orange, 00003154.wmz - une 00003155.wmz 00003156.wmz).

Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры.

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

108.7.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Нераспространенные, в том числе с оборотами c'est - ce sont, и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами.

Безличные предложения.

Предложения с неопределенно-личным местоимением on.

Сложносочиненные предложения с союзами et, mais, ou.

Сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme.

Основные временные формы изъявительного наклонения 00003157.wmz, futur simple, 00003158.wmz 00003159.wmz, 00003160.wmz proche, futur 00003161.wmz, imparfait, plus-que-parfait, futur dans le 00003162.wmz.

Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчиненном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия.

Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях).

Косвенный вопрос.

Различные средства текстовой связи для обеспечения целостности текста (certes, en effet, 00003163.wmz, surtout).

Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (00003164.wmz, avoir, savoir).

Временная форма условного наклонения conditionnel 00003165.wmz в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия; временная форма conditionnel 00003166.wmz.

Способы выражения предположения в плане настоящего и прошлого при наличии реального и нереального условия с помощью futur simple, conditionnel 00003167.wmz, conditionnel 00003168.wmz.

Временная форма subjonctif 00003169.wmz правильных и неправильных глаголов.

Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и "объективными" глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est 00003170.wmz, il est 00003171.wmz и другие).

Временная форма subjonctif 00003172.wmz в сложноподчиненных предложениях в придаточных цели (с союзом pour que), в придаточных уступительных (с союзом bien que).

Временная форма subjonctif 00003173.wmz.

Неличные формы глагола (infinitif, 00003174.wmz, participe 00003175.wmz, participe 00003176.wmz).

Имена существительные и прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Определенный, нулевой, неопределенный, частичный, слитный артикли.

Указательные и притяжательные прилагательные.

Имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу и исключения.

Наречия времени и образа действия, количественные наречия.

Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения-дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.).

Местоимения и наречия en и y.

Неопределенные местоимения on, tout, 00003177.wmz, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu'un/quelques-uns, tel/tels/telle/telles.

Простые относительные местоимения qui, que, dont, 00003178.wmz, сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами 00003179.wmz и de.

Указательные местоимения celui/celle/ceux.

Притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/les miennes.

Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100 - 1 000 000).

Предлоги места, времени, направления.

108.7.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания 11 класса.

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения и другие.

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены, актеры и другие).

108.7.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку.

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.