Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

102.6. Содержание обучения в 10 классе

102.6. Содержание обучения в 10 классе.

102.6.1. Коммуникативные умения.

Развитие умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение.

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Права и обязанности обучающегося.

Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования в вузе, в профессиональном колледже, выбор рабочей специальности, подработка для обучающегося). Роль иностранного языка в планах на будущее.

Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: чтение, кино, театр, музыка, музеи, Интернет, компьютерные игры. Любовь и дружба.

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода.

Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам.

Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия.

Условия проживания в городской/сельской местности.

Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры).

Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столицы и крупные города, регионы; система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории.

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее.

102.6.2. Виды речевой деятельности.

102.6.2.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов):

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее).

Указанные умения диалогической речи совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, при необходимости уточняя и переспрашивая собеседника.

Объем диалога - 8 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера, реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение;

пересказ основного содержания, прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи десятиклассника с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм или без использования их.

Объем монологического высказывания - до 14 фраз.

102.6.2.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста/текстов для аудирования - до 2,5 минут.

102.6.2.3. Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне основного общего образования умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); понимать структурно-смысловые связи в тексте; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) формах; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Объем текста/текстов для чтения - 500 - 700 слов.

102.6.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:

заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 130 слов;

создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца. Объем письменного высказывания - до 150 слов;

заполнение таблицы: краткая фиксация содержания, прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;

письменное представление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 150 слов.

102.6.3. Языковые знания и навыки.

102.6.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правила отсутствия фразового ударения в служебных словах.

Соблюдение норм произношения: отсутствие редукции гласных звуков в безударном положении, отсутствие смягчения согласных звуков перед гласными; соблюдение фонетического сцепления и связное произношение слов внутри ритмических групп.

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 140 слов.

102.6.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов с соблюдением правил графического ударения.

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятая при перечислении и при выделении вводных слов; точка в конце предложения, вопросительный и восклицательный знаки в начале и в конце предложения; отсутствие точки после заголовка.

Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование двоеточия после слов автора перед прямой речью, использование тире для выделения слов автора, заключение прямой речи в кавычки.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой перед обращением и после завершающей фразы, двоеточия после обращения/выделение обращения восклицательными знаками; постановка точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи.

102.6.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи десятиклассника, с соблюдением существующей в испанском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем - 1300 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1200 лексических единиц, изученных ранее) и 1400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1300 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

аффиксация: образование глаголов при помощи префиксов re-, de-/des-/dis-, pro-, en(m)-, a-, trans-/tras-, pre-, co(n)- и суффиксов -ar/-ecer/-ear/-izar;

имен существительных при помощи префиксов ante-, de-/des-/dis-, ex-, in-/im-/i- перед согласными "l", "r", vice-, super-, pre- и суффиксов -dor/-tor-/or, -ista, 00001903.wmz, -dad/-tad, 00001904.wmz, -ero, -ito/-illo, 00001905.wmz, -ta/-isa, -ismo, -miento, -azo, -a/-o/-e;

00001906.png

наречий при помощи суффикса -mente;

словосложение: образование

количественных числительных от 16 до 29 (00001907.wmz, veintinueve) и разряда сотен (seiscientos);

порядковых числительных от 11 до 29 (00001908.wmz, vigesimonoveno);

существительных путем соединения основ глагола и существительного (rascacielos);

прилагательных путем соединения основ двух прилагательных (agridulce);

конверсия: образование имен существительных с помощью определенного/неопределенного артикля мужского/женского рода (viejo - el/un viejo, vecino(-a) - la/una vecina) и с помощью нейтрального артикля lo (lo alto);

имен существительных путем соединения определенного артикля и неопределенной формы глагола: el + infinitivo (poder - el poder).

Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры.

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

102.6.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций испанского языка.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (Ayer vino a casa muy tarde).

Предложения с безличным оборотом для описания погоды (Hoy hace buen tiempo).

Предложения с безличной формой hay.

00001909.png

Предложения, содержащие глаголы-связки ser/estar (Rosa es enfermera./Hoy 00001910.wmz muy guapa).

Предложения с конструкцией acusativo con infinitivo (La veo salir de casa. Escucho atentamente a la maestra explicar la regla).

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами y/e, pero/sino, o/u.

Сложноподчиненные предложения с союзами que, porque, si, cuando, como, quien, cuyo, el/la que, mientras, antes de que, para que, aunque, sin que.

Сложноподчиненные предложения: дополнительные, подлежащные, времени и цели, определительные, уступительные.

Условные предложения реального типа (I) в плане настоящего и прошедшего времени (Si estudias, 00001911.wmz el examen. El maestro me dijo si yo estudiaba, 00001912.wmz el examen).

Условные предложения нереального типа (II) в плане настоящего времени, в которых используются речевые конструкции с условным значением в процессе устного (Yo que 00001913.wmz) и письменного (Yo en 00001914.wmz lugar) общения (Yo que 00001915.wmz no 00001916.wmz a la fiesta).

Побудительные предложения в утвердительной (00001917.wmz alto!) и отрицательной (00001918.wmz grites!) формах.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в плане настоящего и прошедшего времени в изученных временных формах действительного залога изъявительного и сослагательного наклонения; согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего времени.

Придаточные предложения (дополнительные, подлежащные, уступительные, определительные, времени и цели) с глаголом во временных формах сослагательного наклонения Presente de Subjuntivo и Imperfecto de Subjuntivo.

Предложения с перифрастическими конструкциями:

с инфинитивом: ir a + inf., tener que + inf., hay que + + inf., deber + inf., deber de + inf., acabar de + inf., terminar de + inf., empezar a + inf., volver a + inf.;

с причастием: estar + participio;

с герундием: estar + gerundio, seguir + gerundio.

Инфинитив: простая (el infinitivo simple) и сложная (el infinitivo compuesto) формы инфинитива; конструкции с инфинитивом: al + inf., 00001919.wmz de + inf., antes de + inf. (Al abrir la puerta, 00001920.wmz. Al haber terminado el trabajo, pudo descansar. Antes de hacer la tarea de casa, suelo salir un poco).

Правильные и неправильные глаголы во временных формах действительного залога изъявительного наклонения Presente, Futuro Simple, 00001921.wmz Perfecto, 00001922.wmz Indefinido, 00001923.wmz Imperfecto, 00001924.wmz Pluscuamperfecto.

Правильные и неправильные глаголы в наиболее употребительных временных формах страдательного залога Presente de Indicativo и 00001925.wmz Indefinido.

Глаголы в простом будущем времени Futuro Simple для выражения модального значения сомнения, возможности, предположения (Hoy Pablo no ha venido a las clases, 00001926.wmz enfermo).

00001927.png

Правильные и неправильные глаголы в сослагательном наклонении Presente de Subjuntivo и Imperfecto de Subjuntivo.

Возвратные, правильные и неправильные глаголы в положительной и отрицательной форме повелительного наклонения в формах 00001928.wmz, vosotros, Usted, Ustedes (00001929.wmz el abrigo! 00001930.wmz te pongas el abrigo!).

Глаголы в сослагательном наклонении (Subjuntivo) после модальных наречий tal vez, 00001931.wmz, acaso, puede que, междометия 00001932.wmz, союза que (Puede que tengas 00001933.wmz. 00001934.wmz me comprenda!).

Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие (Infinitivo, Gerundio, Participio).

Определенный/неопределенный артикль, отсутствие артикля и слитные его формы (al, del).

Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения (el lunes - los lunes).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа (gafas, vacaciones, afueras).

Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения.

Имена прилагательные; постановка прилагательного до или после существительного (una gran persona/una ciudad grande; antiguos alumnos/edificios antiguos).

00001935.png

00001936.png

Количественные и порядковые числительные.

Предлоги места, времени, направления и цели; предлог por, употребляемый в страдательном залоге.

102.6.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в испаноязычной среде в рамках тематического содержания 10 класса.

Знание и использование в письменной и устной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении соответствующих тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее.

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии Испании и испаноязычных стран Латинской Америки.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страны/страну изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

102.6.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковая и контекстуальная догадка.

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.