Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

31.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования

31.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования.

31.8.1. В результате освоения программы по родному (вепсскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (вепсскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (вепсского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (вепсскому) языку, индивидуально и в группе.

31.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (вепсскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

31.8.3. В результате изучения родного (вепсского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

31.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

31.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

31.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

31.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

31.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

31.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

31.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

31.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (вепсскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

31.8.4. Предметные результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку (базовый уровень). К концу 10 класса обучающийся научится:

1) владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями, комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета (8 реплик со стороны каждого собеседника), создавать устные связные монологические высказывания (описание или характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи, излагать основное содержание прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения (объем монологического высказывания - до 14 фраз), устно излагать результаты выполненной проектной работы (объем - до 14 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2,5 минуты);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием прочитанного (объем текста (текстов) для чтения - 500 - 700 слов), читать про себя и устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики и так далее) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, писать резюме с сообщением основных сведений о себе, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 130 слов), создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и (или) прочитанного (прослушанного) текста с использованием образца (объем высказывания - до 150 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного (прослушанного) текста или дополняя информацию в таблице, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - до 150 слов);

2) владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 140 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова, владеть пунктуационными навыками;

3) распознавать в устной речи и письменном тексте 1400 лексических единиц (слов, глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1300 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации, с использованием словосложения, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова, сокращения и аббревиатуры, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного (письменного) высказывания;

4) распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (vest'sanundad), вопросительные (00000028.wmz), побудительные (kirgundsanundad), простые (00000029.wmz sanundad) и сложные (00000030.wmz) предложения, распространенные (kazvatadud sanundad) и нераспространенные (alanduzsanundad) простые предложения, двусоставные (00000031.wmz sanundad) и односоставные (00000032.wmz sanundad) простые предложения, прямой порядок слов (oiged sanoiden 00000033.wmz) и инверсию (inversii) при построении простого предложения, различные вводные слова (00000034.wmz), сложносочиненные (rindatuzsanundad) и сложноподчиненные предложения (00000035.wmz), бессоюзные предложения (sidesanoitomad sanundad), имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения вепсского языка в следующих падежных формах единственного и множественного числа: номинатив (nominativ), генитив (genetiv), аккузатив (akkusatiivu), транслатив (translativ), эссив (essiv), партитив (partitiv), инессив (inessiv), элатив (elativ), иллатив (illativ), адессив (adessiv), аблатив (ablativ), аллатив (allativ), комитатив (komitativ), абессив (abessiv), пролатив (prolativ), терминатив (terminativ), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования с учетом их управления в утвердительной и отрицательной форме презенса (prezens), имперфекта (imperfekt), перфекта (perfekt), плюсквамперфекта (pluskvamperfekt), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования в утвердительной и отрицательной форме презенса, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта кондиционала (kondicionalan prezens, imperfekt, perfekt, pluskvamperfekt), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования в утвердительной и отрицательной форме императива (imperativ), формы I инфинитива глаголов вепсского языка (I infinitiv), формы инессива и инструктива II инфинитива глаголов вепсского языка (II infinitiv inessivform, instruktivform), формы инессива, элатива, иллатива, абессива III инфинитива глаголов вепсского языка (III infinitiv inessivform, elativform, illativform, abessivform), формы I причастия актива и пассива (aktivan da passivan I particip), формы II причастия актива и пассива (aktivan da passivan II particip), степени сравнения наречий (adverban rindatuzkategorijad: komparativform, superlativform), различные предлоги (ezisanad) и послелоги (tagasanad), различные сочинительные и подчинительные союзы (rindatuzsidesanad da 00000036.wmz), различные междометия (interjektad), различные эквиваленты придаточных предложений - предикативную конструкцию, темпоральную конструкцию, модальную конструкцию (00000037.wmz - predikatsanund, temporaline sanund, modaline sanund), формы абессива III инфинитива глаголов, формы индикатива, кондиционала и императива рефлексивного спряжения глаголов (refleksivine 00000038.wmz: indikativ, kondicional, imperativ), присоединительные частицы с учетом их прагматических характеристик;

5) владеть социокультурными знаниями и умениями: знать (понимать) речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий, знать (понимать) и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии родной страны и родного региона (государственное устройство, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее), иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны родного региона, представлять родную страну и ее культуру на вепсском языке, проявлять уважение к иной культуре, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

6) владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

7) владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению родным языком, сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические), использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на вепсском языке и применением информационно-коммуникационных технологий, соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

31.8.5. Предметные результаты освоения программы по родному (вепсскому) языку (базовый уровень). К концу 11 класса обучающийся научится:

1) владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями, комбинированный диалог), в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и (или) зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета (до 9 реплик со стороны каждого собеседника), создавать устные связные монологические высказывания (описание или характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи, излагать основное содержание прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения без вербальных опор (объем монологического высказывания - 14 - 15 фраз), устно излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 14 - 15 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2,5 минуты);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием прочитанного (объем текста (текстов) для чтения - до 600 - 800 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики) и понимать представленную в них информацию, письменная

резюме с сообщением основных сведений о себе, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 140 слов), создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и (или) прочитанного (прослушанного) текста по образцу (объем высказывания - до 180 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного (прослушанного) текста или дополняя информацию в таблице, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - до 180 слов);

2) владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 150 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста;

владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова, владеть пунктуационными навыками;

3) распознавать в устной речи и письменном тексте 1500 лексических единиц (слов, глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1400 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации, с использованием словосложения распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова, сокращения и аббревиатуры, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного (письменного) высказывания;

4) распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (vest'sanundad), вопросительные (00000039.wmz), побудительные (kirgundsanundad), простые (00000040.wmz sanundad) и сложные (00000041.wmz) предложения, распространенные (kazvatadud sanundad) и нераспространенные (alanduzsanundad) простые предложения, двусоставные (00000042.wmz sanundad) и односоставные (00000043.wmz sanundad) простые предложения, прямой порядок слов (oiged sanoiden 00000044.wmz) и инверсию (inversii) при построении простого предложения, различные вводные слова (00000045.wmz), сложносочиненные (rindatuzsanundad) и сложноподчиненные предложения (00000046.wmz), бессоюзные предложения (sidesanoitomad sanundad), имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения вепсского языка в следующих падежных формах единственного и множественного числа: номинатив (nominativ), генитив (genetiv), аккузатив (akkusatiivu), транслатив (translativ), эссив (essiv), партитив (partitiv), инессив (inessiv), элатив (elativ), иллатив (illativ), адессив (adessiv), аблатив (ablativ), аллатив (allativ), комитатив (komitativ), абессив (abessiv), пролатив (prolativ), терминатив (terminativ), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования с учетом их управления в утвердительной и отрицательной форме презенса (prezens), имперфекта (imperfekt), перфекта (perfekt), плюсквамперфекта (pluskvamperfekt), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования в утвердительной и отрицательной форме презенса, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта кондиционала (kondicionalan prezens, imperfekt, perfekt, pluskvamperfekt), глаголы вепсского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования в утвердительной и отрицательной форме императива (imperativ), формы I инфинитива глаголов вепсского языка (I infinitiv), формы инессива и инструктива II инфинитива глаголов вепсского языка (II infinitiv inessivform, instruktivform), формы инессива, элатива, иллатива, абессива III инфинитива глаголов вепсского языка (III infinitiv inessivform, elativform, illativform, abessivform), формы I причастия актива и пассива (aktivan da passivan I particip), формы II причастия актива и пассива (aktivan da passivan II particip), степени сравнения наречий (adverban rindatuzkategorijad: komparativform, superlativform), различные предлоги (ezisanad) и послелоги (tagasanad), различные сочинительные и подчинительные союзы (rindatuzsidesanad da 00000047.wmz), различные междометия (interjektad), различные эквиваленты придаточных предложений - предикативную конструкцию, темпоральную конструкцию, модальную конструкцию (00000048.wmz - predikatsanund, temporaline sanund, modaline sanund), формы абессива III инфинитива глаголов, формы индикатива, кондиционала и императива рефлексивного спряжения глаголов (refleksivine 00000049.wmz: indikativ, kondicional, imperativ), присоединительные частицы с учетом их прагматических характеристик;

5) владеть социокультурными знаниями и умениями: знать (понимать) речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий, знать (понимать) и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии родной страны и родного региона (государственное устройство, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее), иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны родного региона, представлять родную страну и ее культуру на вепсском языке, проявлять уважение к иной культуре, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

6) владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

7) владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению родным языком, сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические), использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на вепсском языке и применением информационно-коммуникационных технологий, соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.