Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.5. Пояснительная записка

35.5. Пояснительная записка.

35.5.1. Программа по родному (карельскому) языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа по родному (карельскому) языку (базовый уровень) разработана с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15 - 18 лет, связанных в том числе с переходом от учебных действий, характерных для уровня основного общего образования и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся; с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории, с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Освоение программы по родному (карельскому) языку (базовый уровень) в 10 - 11 классах предполагает применение коммуникативного подхода в обучении языку и направлено на достижение обучающимися порогового уровня коммуникативной компетенции. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативных умений в целом.

35.5.2. В содержании программы по родному (карельскому) языку (базовый уровень) выделяются следующие содержательные линии: тематическое содержание речи, коммуникативные умения, языковые знания и навыки, социокультурные знания и умения, компенсаторные умения.

35.5.3. Изучение родного (карельского) языка на базовом уровне в 10 - 11 классах направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения, освоение знаний о языковых явлениях родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);

социокультурная (межкультурная) компетенция - приобщение к культуре карелов, их традициям в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на уровне среднего общего образования, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) при получении и передаче информации;

метапредметная (учебно-познавательная компетенция) - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению родным (карельским) языком (ливвиковское наречие), удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

35.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (карельского) языка, на базовом уровне - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).