Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

34.5. Пояснительная записка

34.5. Пояснительная записка.

34.5.1. Программа по родному (карачаевскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

34.5.2. Изучение предмета "Родной (карачаевский) язык" играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

В результате изучения предмета "Родной (карачаевский) язык" обучающиеся научатся использовать карачаевский язык как средство общения, познания мира и культуры карачаевского народа в сравнении с культурой других народов. Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей будет способствовать формированию гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край и многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим народам.

34.5.3. В содержании программы по родному (карачаевскому) языку выделяются следующие содержательные линии: речь, речевое общение и культура речи (направлена на сознательное формирование навыков речевого общения), язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке (включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).

34.5.4. Изучение родного (карачаевского) языка направлено на достижение следующих целей:

обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей карачаевского языка;

совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на карачаевском языке;

расширение знаний о специфике карачаевского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;

формирование российской гражданской идентичности и способности к взаимопониманию в поликультурном многоконфессиональном обществе.

34.5.5. Достижение поставленных целей реализации программы по литературному чтению на родном (карачаевском) языке предусматривает решение следующих задач:

воспитание гражданина и патриота, формирование представления о карачаевском языке как духовной, нравственной и культурной ценности карачаевского народа, осознание национального своеобразия карачаевского языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к карачаевскому языку, а через него - к культуре, воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию карачаевского языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения;

формирование понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях, изобразительно-выразительных возможностях и нормах карачаевского литературного языка;

достижение умения правильно анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

формирование умений аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы на карачаевском языке, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

34.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (карачаевского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).