Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования

37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования.

37.8.1. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (коми) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (коми) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное непринятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (коми) языку, индивидуально и в группе.

37.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (коми) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

37.8.3. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

37.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

37.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями, методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

37.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

37.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формант выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков.

37.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

37.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

37.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

37.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (коми) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

37.8.4. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; объяснять роль родного (коми) языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в сохранении духовно-нравственных ценностей своего народа;

осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного коми языка во всех сферах жизни;

иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации и республики Коми, проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов России и республики Коми;

осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах коми культуры и их основных разрядах;

анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нем ключевых слов коми культуры (в рамках изученного);

оценивать свои языковые и коммуникативные компетенции, будучи носителем двух государственный языков республики Коми - русского и коми, искать и представлять аудитории дополнительную информацию о функционировании коми языка в республике и на других территориях Российской Федерации, о коми ученых-языковедах, писателях и поэтах;

иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры;

извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях быта и мировоззрения коми народа;

осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного);

иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека;

иметь представление об изменениях лексических норм современного коми литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений;

понимать значение словарных помет в нормативных, толковом словаре коми языка (в рамках изученного);

иметь представление об изменениях грамматических норм современного коми литературного языка;

анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного, местоимения, глагола;

иметь представление об орфографической вариативности в современном коми литературного языке; анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах);

анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного коми литературного языка чужую и собственную речь;

корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного коми литературного языка;

использовать толковый словарь, этимологический словарь, словари синонимов, антонимов; орфографические словари, грамматические справочники коми языка;

иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа как памятнике культуры;

иметь представление о типах текстов (художественном, нехудожественном и других);

иметь представление о новых формах текстов, функционирующих в цифровой среде, об их отличиях от традиционных текстов, о возможностях использования в текстах различных знаковых систем, об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения;

владеть основными стратегиями, приемами оптимизации процессов чтения и понимания текста, использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного или услышанного текста при создании вторичных текстов;

иметь представление о специфике устной речи, осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации;

соблюдать нормы современного коми литературного языка;

создавать устные и письменные тексты на родном (коми) языке;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

иметь представление о коммуникации в рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние коми языка и тенденции его развития, владеть культурой электронного общения.

37.8.5. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

иметь представление о языке как составной части культуры и ее орудия;

иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии коми языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного), приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии коми языка;

иметь представление о цифровой коммуникации на коми языке и ее формах, комментировать ее основные особенности;

характеризовать основные отличия устно-письменной речи (в рамках изученного), анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров;

иметь представление и уметь комментировать активные процессы в развитии лексики коми языка XXI века, характеризовать особенности процесса заимствования из русского языка и из других языков через русский и основные способы освоения коми языком в новейший период его развития (в рамках изученного);

определять значения новейших лексических заимствований (с использованием словарей), оценивать целесообразность их употребления;

иметь представление об актуальных способах создания неологизмов в коми языке новейшего периода (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры;

объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии коми языка новейшего периода, определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного), принадлежности к определенному тематическому разряду, особенностей употребления;

иметь представление об активных процессах в грамматике коми языка;

иметь представление об изменениях синтаксических норм современного коми литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы;

анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с глагольным управлением, координацией сказуемого с подлежащим;

обосновывать постановку знаков пунктуации, иметь представление о факультативных знаках препинания, анализировать примеры использования факультативных и альтернативных знаков препинания в текстах;

иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения;

характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного);

анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учетом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения, делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия;

характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного);

анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного);

характеризовать особенности учебно-научного общения, анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с учетом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения;

самостоятельно составлять учебно-научные тексты;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении на учебно-научные темы;

понимать особенности употребления языковых средств в учебно-научных текстах;

анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учетом особенностей делового и учебно-научного общения;

осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка, анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии;

использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, орфографические словари, справочники по грамматике и пунктуации коми языка;

иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений, распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена, характеризовать их место в культурном наследии;

характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах, выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов;

распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения, осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций;

владеть приемами работы с тексами публицистического стиля, характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

характеризовать традиции новаторства в художественных текстах, иметь представление о стилизации;

оформлять научные работы;

проводить лингвистический анализ прозаических и поэтических текстов.