Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

24.5. Пояснительная записка

24.5. Пояснительная записка.

24.5.1. Программа по родному (адыгейскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

На уровне среднего общего образования приобретенные ранее знания по родному (адыгейскому) языку, сформированные коммуникативные навыки и умения у обучающихся совершенствуются, систематизируется теоретический материал как база для развития практических навыков, увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком.

С целью расширения языковых возможностей обучающихся вводятся дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и морфологии адыгейского языка, теории речевой деятельности. Развитие и закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа речевых высказываний и путем практического овладения нормами адыгейского литературного языка через создание собственных текстов. В программу по родному (адыгейскому) языку включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и говора, рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное место занимают вопросы стилистики и культуры речи.

В программе по родному (адыгейскому) языку содержится материал, раскрывающий взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа, представляющий также национально-культурную специфику адыгейского языка.

24.5.2. В содержании программы по родному (адыгейскому) языку выделяются следующие содержательные линии: язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке (адыгейский литературный язык, кавказская языковая семья, диалектология, графика и орфография, синтаксис и пунктуация, морфология, глагол, стилистика), речь, речевое общение и культура речи.

Данные содержательные линии тесно взаимосвязаны, они определяют предмет обучения и его структуру.

24.5.3. Изучение родного (адыгейского) языка направлено на достижение следующих целей:

совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном (адыгейском) языке;

расширение знаний о специфике родного (адыгейского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;

формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе;

воспитание ценностного отношения к родному (адыгейскому) языку как хранителю национальной культуры и одному из государственных языков Республики Адыгея.

24.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (адыгейского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).