Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

36.7. Содержание обучения в 11 классе

36.7. Содержание обучения в 11 классе.

36.7.1. Тематическое содержание речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь. Переписка со сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования. Место родного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире. Молодежь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы. Любовь и дружба. Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры. Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Проживание в городской (сельской) местности. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства информации и коммуникации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и так далее). Интернет-безопасность. Родная страна: географическое положение, столица, крупные города, регионы, система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. Выдающиеся люди родной страны: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее.

36.7.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями, комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов). Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, вежливо выражать согласие (отказ), выражать благодарность, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление. Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, давать совет и принимать (не принимать) совет, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения. Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот, брать (давать) интервью. Диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Названные умения диалогической речи совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая собеседника. Объем диалога - до 9 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, пересказ основного содержания прочитанного (прослушанного) текста без опоры на ключевые слова, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, графиков и без их использования. Объем монологического высказывания - 14 - 15 фраз.

Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление. Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале). Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2,5 минуты.

Смысловое чтение.

Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), понимать структурно-смысловые связи в тексте, прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале). Объем текста (текстов) для чтения - до 600 - 800 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми у носителей изучаемого языка, написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем сообщения - до 140 слов. Создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и (или) прочитанного (прослушанного) текста с использованием образца. Объем письменного высказывания - до 180 слов. Заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного (прослушанного) текста или дополнение информации в таблице, письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 180 слов.

36.7.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации), произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз (предложений) с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей. Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 150 слов.

Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях. Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка. Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей в карельском языке нормы лексической сочетаемости. Объем - 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1300 лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -nti: tuonti, vienti, tupakointi, 00000097.wmz, 00000098.wmz: 00000099.wmz, 00000100.wmz, 00000101.wmz, суффиксы имен прилагательных - maton, 00000102.wmz: tuntematon, 00000103.wmz, глагольные суффиксы -ttu-, -tty-: janottua, 00000104.wmz, -htu-, -hty-: 00000105.wmz, 00000106.wmz, суффиксы наречий: 00000107.wmz, -mpah, 00000108.wmz, 00000109.wmz: 00000110.wmz, aivompah, 00000111.wmz, 00000112.wmz), словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного (письменного) высказывания.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций родного (карельского) языка (собственно карельское наречие):

распознавание и употребление в речи различных коммуникативных типов предложений: повествовательных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительных (в утвердительной и отрицательной формах);

распознавание и употребление в речи распространенных и нераспространенных простых предложений;

распознавание и употребление в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: Internettikahviloja 00000113.wmz 00000114.wmz kaupunkiloista ta ne ollah mukavat ta 00000115.wmz., Lukuvuosi loppuu 00000116.wmz, 00000117.wmz uuvvet ylioppilahat 00000118.wmz valkiet lakit.;

распознавание и употребление в речи всех типов склонения имен карельского языка во всех падежных формах единственного и множественного числа: kaunis 00000119.wmz - kaunehella 00000120.wmz - kaunehilla 00000121.wmz;

распознавание и употребление в речи так называемых "редких падежных форм": комитатива (komitatiivi) muamo 00000122.wmz, инструктива (instruktiivi) jalan, абессива (abessiivi) kuritta;

распознавание и употребление в речи взаимного местоимения toini (resiprokkipronomini) в различных падежных формах: toini toiseh;

распознавание и употребление в речи глаголов карельского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования с учетом их управления;

распознавание и употребление в речи форм перфекта и плюсквамперфекта (indikatiivin perfekti ta pluskvamperfekti): on paistu, ei ole paistu, oli paistu, ei ollun paistu;

распознавание и употребление в речи различных предлогов и послелогов (pre- ta postpositiot): пространственных предлогов и послелогов joukkoh, 00000123.wmz, 00000124.wmz, puolella, puolelta, tilalla, tilalta, 00000125.wmz, kohtah, временных предлогов и послелогов 00000126.wmz, причинных предлогов и послелогов 00000127.wmz, заместительных предлогов и послелогов 00000128.wmz, puoleh, предлоги и послелоги образа действия 00000129.wmz, 00000130.wmz;

распознавание и употребление в речи различных союзов: сочинительные союзы (00000131.wmz) ta, tahikka, tahi, подчинительные союзы (00000132.wmz) niin jotta, ennen kuin, niin kuin, 00000133.wmz kohta, 00000134.wmz;

распознавание и употребление в речи различных междометий современного карельского языка (interjektiot);

распознавание и употребление в речи активных форм инессива II инфинитива (2. infinitiivin inessiivi): 00000135.wmz;

распознавание и употребление в речи форм инструктива II инфинитива (2. infinitiivin instruktiivi): pannen;

распознавание и употребление в речи форм адессива-аллатива и абессива III инфинитива (3. infinitiivin adessiivi-allatiivi ta abessiivi): laulamalla, nauramatta;

распознавание и употребление в речи различных диалогических частиц (dialogipartikkelit);

распознавание и употребление в речи различных присоединительных частиц с учетом их прагматических характеристик (liitehpartikkelit).

36.7.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания 11 класса. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и родного региона при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее. Владение основными сведениями о социокультурном портрете родной страны и родного региона. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом. Развитие умения представлять родную страну, малую родину (культурные явления и события, достопримечательности, выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

36.7.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку. Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.