Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

79.7. Содержание обучения в 11 классе

79.7. Содержание обучения в 11 классе.

79.7.1. Введение.

Художественная литература - зеркало жизни.

Основные темы и проблемы марийской литературы второй половины XX - начала XXI веков. Тема исторической памяти, национального самосознания. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

79.7.2. Марийская литература конца 1950-х - середины 1980-х годов.

Годы оттепели в общественно-политической и литературной жизни республики. Возвращение в литературу реабилитированных писателей.

Формирование нового поколения марийских литераторов в рамках социалистического мировоззрения в мирную, идеологически устоявшуюся эпоху, в условиях повышенного интереса к более крупным формам (повести и романа). Раскрытие авторских переживаний и размышлений об окружающей действительности (природе, родине, людях, быте, любви) различными средствами художественной речи.

Развитие прозы. Обогащение тематики и проблематики, жанровых типов, стилевых направлений, арсенала художественных средств в романе и повести. Художественное решение проблем, связанных с деревенской жизнью, трудом и бытом жителей села, уважительным отношением к земле и труду земледельца, бережным отношением к природе. Обостренное внимание к переломным моментам народной истории.

00000715.png

Перевод произведений марийских прозаиков на русский и другие языки.

Поэзия конца 1950-х - середины 1980-х годов. Обогащение поэзии новыми темами, идеями, философским содержанием, поисками в области формы. Традиции и новаторство в поэзии М. Казакова, Г. Матюковского, С. Вишневского, И. Осмина, А. Бика, В. Колумба, А.Н. Степанова, Ю.С. Чавайна, В.И. Бояриновой, И. Горного (Иван Иванович Тарьянов), А.М. Канюшкова, Сем. Николаева (Семен Васильевич Николаев), А.П. Ивановой, А.Т. Тимиркаева, С.Н. Эсауловой, В.М. Изиляновой.

00000716.png

00000717.png

79.7.3. В. Колумб (Валентин Христофорович Колумб).

Жизненный и творческий путь поэта (с обобщением ранее изученного).

Оригинальная художественная форма, необычные средства образной выразительности, глубокая духовность поэзии В. Колумба. Первый сборник стихов "Палыме лийына" ("Будем знакомы"), его самобытный характер с ярко выраженными новаторскими исканиями. Создание произведений на стыке жанров: поэма-очерк "Чодыра, чодыра" ("Лес мой, лес"), поэма-триптих "00000718.png мемнан шинча дене онча" ("Мир смотрит нашими глазами") и другие. Развернутое социально-философское размышление о месте человека в природе и обществе. Тема труда, человека-труженика в книге очерков "Келшымаш ола" ("Городок дружбы") и цикле стихотворений "Сибирь тетрадь" ("Сибирская тетрадь").

00000719.png

00000720.png

Поэма "Порылык" ("Доброта"). История написания произведения. Восхождение к вечным философским темам поэзии: добра и зла, смысла человеческого бытия, человека и природы, искусства и творческой личности. Мысль о духовном и нравственном совершенствовании человека. Охват широкого пласта времени, концентрация особого внимания на этапных моментах истории человечества. Особенности структуры и композиции произведения. Авторские отступления, лирические новеллы, монологи, оды, баллады, одноактная пьеса, трагедия, комедия, сказка. Образ автора в произведении. Сочетание лирически проникновенного стиля повествования с философским раздумьем и взволнованной публицистичностью, использование художественных приемов, свойственных драматургии.

В. Колумб как публицист, литературный критик и переводчик.

Значение В. Колумба в развитии марийской поэзии.

00000721.png

Для самостоятельного чтения. Легенда "Кечын шочмыжо" ("Рождение солнца"), поэма-очерк "Чодыра, чодыра" ("Лес мой, лес").

79.7.4. В. Иванов (Вениамин Михайлович Иванов).

Жизненный и творческий путь В. Иванова (с обобщением ранее изученного).

Тематика и проблематика, поэтика и стилистика прозы писателя. Художественные достижения В. Иванова в лирических повестях "Ломберсолаште" ("В Черемушках"), "Саскавий" ("Саскавий"), "00000722.png ок мондо" ("Сердце не забудет"). Сконцентрированное внимание на внутренний мир героев. Заключение конфликта в душевных переживаниях героини, в ее представлениях о жизни и столкновении этих представлений с реальной действительностью в повести "Ломберсолаште" ("В Черемушках"). Решение проблемы нравственности на фоне острых социальных конфликтов, борьбы передового с отживающим ("Саскавий").

Роман 00000723.png ("Буря"). Проблематика, образная система, жанровая природа, художественные особенности произведения.

Повесть "Ава 00000724.png" ("Сердце матери"). Жанровое и тематическое своеобразие, идейное содержание произведения. Раскрытие трагических событий периода культа личности через образы главных героев.

Для чтения и изучения. Повесть "Ава 00000725.png" ("Сердце матери").

Для самостоятельного чтения. Лирические повести "Ломберсолаште" ("В Черемушках"), "Саскавий" ("Саскавий"), "00000726.png ок мондо" ("Сердце не забудет"). Роман 00000727.png ("Буря") - по выбору обучающихся.

79.7.5. Г. Матюковский (Геннадий Иванович Матюков).

Краткий очерк о жизни и творчестве поэта (с обобщением ранее изученного).

Тематика и проблематика произведений Г. Матюковского. Жанровые поиски поэта: роман в стихах, поэма, баллада и другие. Гражданский пафос, философские раздумья, синтез публицистики и лиризма. Стремление к художественному осмыслению духовного мира, психологии современника. Повышенная эмоциональность, обращение к образу-символу ("Шоло" ("Вяз"), "Тумо ден волгенче" ("Дуб и молния"), "Ида вашталте мылам 00000728.png" ("Не пересаживайте мне сердце"). Раскрытие противоречивой и сложной связи человека с окружающей действительностью ("Шордо" ("Лось").

Поэма "Кум эрге" ("Три сына"), ее художественная особенность. Судьба народа и отдельной личности. Раскрытие творческого и жизненного пути, истоков таланта, душевной щедрости главных героев поэмы, известных марийских поэтов Шадт Булата, Йывана Кырли и Пет Першута.

Переводческая деятельность поэта. Перевод части эпоса "Калевала" на марийский язык.

Для чтения и изучения. Лирика. "Шоло" ("Вяз"), "Тумо ден волгенче" ("Дуб и молния"), "Ида вашталте мылам 00000729.png" ("Не пересаживайте мне сердце"). Поэма "Кум эрге" ("Три сына").

Для самостоятельного чтения. Роман в стихах "00000730.png корно дене" ("Победной дорогой").

79.7.6. М. Рыбаков (Николай Федорович Рыбаков).

Жизненный и творческий путь драматурга.

Драма "Чодыра 00000731.png" ("Дикий мед"). Типология конфликта: противоречия между характерами и обстоятельствами и внутри характера, внутри одной личности. Особенности композиции драмы: контраст, построение коллизии на противопоставлении.

Образ главного персонажа - Ялпая, как носителя нравственных качеств народа, большого труженика и патриота. Драматизм характера и жизненная философия героя. Выражение авторской позиции.

Синтез публицистики и лиризма в драме, опора автора на реальные жизненные факты. Хронотоп произведения.

Для чтения и изучения. Драма "Чодыра 00000732.png" ("Дикий мед").

Для самостоятельного чтения. Драма "Венгр рапсодий" ("Венгерская рапсодия"), трагикомедия "Эргымлан кузык" ("Приданое для сына"), фантасмагория "Мокмыр" ("Похмелье") - по выбору обучающихся.

79.7.7. Валентин Косоротов (Валентин Николаевич Косоротов).

Краткий очерк о жизни и творческой деятельности писателя.

Рассказ "Анчар" ("Анчар"). Проблематика произведения. Изображение нравственных основ человека через его отношение к собаке. Роль портретной характеристики в рассказе.

Для чтения и изучения. Рассказ "Анчар" ("Анчар").

Для самостоятельного чтения. Повесть "Тура кугорно" ("Крутые перевалы").

79.7.8. З. Каткова (Зинаида Федоровна Каткова).

Жизненный и творческий путь писателя.

Мастерство прозаика в создании произведений на марийском и русском языках.

Повесть "Сар огеш лий ыле гын..." ("Если бы не война..."). Проблематика, жизненное содержание и своеобразие художественной формы произведения, его автобиографический характер. Сложные судьбы и человеческие взаимоотношения, личностные переживания и оптимизм героев повествования. Образ марийской женщины-труженицы со сложной судьбой, стойко переносившей все тяготы жизни. Философские размышления автора о мире и войне, о счастье и страданиях. Глубокий лиризм и психологизм повести.

Для чтения и изучения. Повесть "Сар огеш лий ыле гын..." ("Если бы не война...").

Для самостоятельного чтения. Роман "Кушто улат, пиалем?" ("Где ты, счастье мое?").

79.7.9. К. Коршунов (Константин Максимович Коршунов).

Жизненный и творческий путь драматурга (с обобщением ранее изученного).

Социально-историческая основа драмы "00000733.png" ("Грозовое зарево"). Показ характеров героев, вовлеченных в сложные коллизии эпохи. Изображение человека в напряженном эмоционально-психологическом состоянии в органической связи с окружающей средой.

Возникновение столкновений между действующими лицами и внутренних конфликтов на основе особенностей характера, психики, моральных качеств героев драмы. Разрешение противоречий в ситуациях нравственного выбора (Элыксан, Ямбатыр, Орина). Причины жизненной драмы Вачука.

Связь героев драмы с авторской концепцией видения мира и человека.

Подчинение композиции форме произведения. Глубокий психологизм, романтический и героический пафос драмы.

Для чтения и изучения. Драма "00000734.png" ("Грозовое зарево").

Для самостоятельного чтения. Драма "00000735.png парым" ("Долг сердца").

79.7.10. Современная марийская литература (конец 1980-ых годов - начало XXI века).

00000736.png

Национальная, социокультурная и философская проблематика исторических романов начала XXI века (В.А. Петухов "00000737.png ден курныж-влак" ("Соколы и коршуны"); Л.Л. Яндаков "Мамич Бердей" ("Мамич Бердей"). Ценностные ориентиры ключевых исторических персонажей: долг, способность любить, отвага, доброта, уважение, честь.

00000738.png

Современная марийская поэзия. Обогащение поэзии новыми темами, идеями, формой. Обращение к исконным духовно-нравственным, этическим и эстетическим традициям, философской мудрости и мифологии родного народа. Поэты разных поколений, разного жизненного опыта и разных эстетических взглядов: Сем. Николаев, В.А. Регеж-Горохов, Г.Г. Гадиатов, А.Т. Тимиркаев, А.П. Иванова, В.М. Изилянова, С.Н. Эсаулова, Ю.И. Рязанцев, А.И. Мокеев, Г.Л. Сабанцев-Ояр, В.С. Дмитриев-Ози, З.М. Дудина, Н.Г. Никитина, Т.А. Пчелкина.

Тематика, проблематика, идейный мир, художественные искания в образной и ритмико-стиховой сферах.

Перевод произведений марийских писателей на русский и другие языки (творчество А.Я. Спиридонова, Т.П. Пирогова, А.П. Ивановой, Г.Л. Сабанцева-Ояра и другие). Создание русскоязычного (А.Я. Спиридонов) и марийскоязычного (А.И. Мокеев) вариантов национально-героического эпоса "Югорно" ("Песнь о вещем пути").

00000739.png

79.7.11. Ю. Артамонов (Юрий Михайлович Артамонов).

Очерк о жизни и творчестве писателя (с обобщением ранее изученного).

Творческая эволюция прозаика в современный период развития марийской литературы. Жанровое богатство прозы писателя (криминальные и детективные рассказы, очерки, эссе, сатира и юмор, фантастическая повесть и другое). Актуализация важнейших этнических и вечных нравственных ценностей: память о прошлом, жизнь в гармонии с природой, народная этика, семейные традиции, духовность, внимание, соучастие, долг, ответственность и другое.

История создания цикла эссе "Тамга" ("Приметы"). Жанровые особенности, тематика, проблематика. Художественная выразительность, лаконизм и философский лейтмотив миниатюр, отражение в них марийского национального самосознания.

Для чтения и изучения "Тамга" ("Приметы").

00000740.png

79.7.12. А. Иванова (Альбертина Петровна Аптуллина).

Краткий очерк о жизни и творчестве поэта.

00000741.png

Поэтическая драма "Арале мыйым, волгыдо Юмем!" ("Храни меня, мой светлый Бог!"). Тематика, проблематика, образная система драмы. Образ главной героини, ее духовный мир. Драматизм обстоятельств жизни и поступков героини. Нравственный смысл коллизии. Связь конфликта с внутренним миром героев, с коллизией их чувств.

Утверждение красоты подвига жизни, величие духа. Многослойная структура пьесы. Образ Автора. Символика в драме. Язык произведения.

Для чтения и изучения. Лирика: "Шочмо йылме" ("Родной язык"), "Шолып шонымашым чонышто кучалын..." ("Заветную мысль в сердце тая..."), "Ик эрдене..." ("В одно утро"), "00000742.wmz" ("Заклинаю!"), "00000743.wmz шула 00000744.wmz гае..." ("Любите женщину"). Поэтическая драма "Арале мыйым, волгыдо Юмем!" ("Храни меня, мой светлый Бог!").

Для самостоятельного чтения. Поэма "Коржмо муро" ("Песнь души").

79.7.13. Г. Алексеев (Геннадий Валерианович Алексеев).

Краткий очерк о жизни и творчестве писателя.

Тематика и проблематика прозы писателя, жанровая система. Развитие лирической и психологической прозы в творчестве писателя ("00000745.png конда" ("Заря надежды"), "Тулык чон" ("Осиротевшая душа").

Нравственно-психологическая повесть "Тулык чон" ("Осиротевшая душа"). Духовно-нравственная проблематика, типология характеров, психологизм, мастерство описания, особенности языка. Дискуссия вокруг повести (Г.Ф. Гордеев, З.В. Учаев). Мастерство писателя в использовании приемов психологизма (внутренний монолог, размышления героев, воспоминания, картина сна, авторские отступления, пейзаж, портрет, интерьер и художественные детали). Глубокое и всестороннее раскрытие сложного внутреннего мира персонажей.

Для чтения и изучения. Повесть "Тулык чон" ("Осиротевшая душа").

Для самостоятельного чтения. Повесть "Сулык" ("Грех"), рассказ "Шочмо мландын шокшыжо" ("Тепло родной земли").

79.7.14. Ю. Байгуза (Юрий Владимирович Байгузин).

Краткий очерк о жизни и творчестве драматурга.

Драма "Порсын 00000746.png" ("Шелковые качели"). Философская проблематика и природа конфликта; образная система; условные формы в изображении жизни и человеческого характера; творческая индивидуальность.

Контраст как основной принцип композиции драмы. Идейный характер конфликта, проходящий через идеологический, нравственный, экологический, философский контексты. Сквозные символические образы, углубляющие драматический конфликт, усиливающие смысловую емкость образов-характеров, подчеркивающие идейную основу произведений, их философский смысл. Центральные герои Тудо и Арвуй. Выступление героев в качестве образа-рупора авторской идеи. Поиск новых форм выражения мысли. Осмысление нравственных и философских проблем, созвучных текущему времени и одновременно общечеловеческим ценностям.

Народно-религиозная символика ("шелковые качели"), выражающая специфику марийского миропонимания и мироощущения. Обращение к мифологическим картинам и элементам. Символическая роль качелей, выражающих идею связи человека с божественным духом, подчеркивающих стремление человека к познанию сущности бытия.

Особенность структуры драмы: элементы параболы (выявление общего начала, исследование социальной психологии, поэтическая идея).

Усиление публицистического пафоса сочетанием диалога-действия с монологами персонажей. Интонационное оформление монологов и диалогов. Язык произведения.

Для чтения и изучения. Драма "Порсын 00000747.png" ("Шелковые качели").

Для самостоятельного чтения. Комедия "00000748.png лудо" ("Золотая утка").

79.7.15. В. Абукаев-Эмгак (Вячеслав Александрович Абукаев).

Краткий очерк о жизни и творчестве писателя.

Творческая эволюция писателя. Реализация творческого потенциала в разных литературных жанрах: в прозе, поэзии и драматургии. Проблематика и образная система, художественный метод, жанровые искания, творческая индивидуальность.

Социокультурная, социально-бытовая, идейно-нравственная, философская, национальная проблематика рассказа "Сорта йымал арака" ("Поминальный напиток"). Размышления писателя о гуманизме и жестокости, высокой нравственности и эгоизме, равнодушии, а также о современных проблемах социального быта и жизнеустройства.

Для чтения и изучения. Рассказ "Сорта йымал арака" ("Поминальный напиток").

Для самостоятельного чтения. Роман "Шочмо тувыр" ("Судьба"), рассказы "Шывага" ("Жребий"), "Пыл лапчык" ("Клочок облака") - по выбору обучающихся.

79.7.16. В. Изилянова (Валентина Михайдаровна Изилянова).

Краткий очерк о жизни и творчестве поэта.

Лирика поэта. Раздумья о жизни и предназначении человека, о добре и зле, о счастье и горе, о судьбе и смерти. Осмысление вечных вопросов бытия через призму современности. Тесная связь с образным миром марийской народной философии, народной песни, древней языческой мифологией. Стремление к возрождению национального мироощущения. Мотивы родины, родного края и любовные мотивы.

Основные поэтические сборники: "Турий, ит кодо пасуэм!" ("Не покидай мое поле, жаворонок!"), "Песнецвет", "00000749.png" ("Роща голосов"), "Кавашке серыш" ("Письмо в небо"), "Корным шижын илаш" ("Жить чувством дороги").

00000750.png

Для самостоятельного чтения. "Эр шошым..." ("Ранней весной"), "Сага" ("Сага"), "Лышташ" ("Лист"), "Писте" ("Липа"), "Пызле" ("Рябина"), "Каныш годым, я пашаште..." ("Отдыхаю ли, работаю ли...").

79.7.17. Современная литература финно-угорских народов России.

Переводы произведений современных финно-угорских писателей на марийский язык (Ю.И. Соловьев, А. Иванова, А. Тимиркаев, Г. Сабанцев-Ояр, З. Дудина). Основные тенденции в развитии национальной литературы на современном этапе.

Удмуртская литература. В. Ар-Серги (Вячеслав Витальевич Сергеев).

Развитие лирической и психологической прозы в творчестве писателя. Мастерство в использовании приемов психологизма - подтекст, речевая характеристика героев, ирония. Рассказ "Ковамын шомакше" ("Бабкины памятки").

Коми литература. Своеобразие художественного осмысления жизни в поэзии Н.А. Обрезковой. Специфика художественного мышления поэтессы.

Мордовская литература. Художественно-эстетические поиски мордовских писателей в области языковых стратегий, содержания, жанра и формы произведения. Поэзия Р.К. Орловой.

Тенденции развития литературы на карельском языке на рубеже XX - XXI веков.

79.7.18. Теория литературы.

Род и жанр литературы. Эпические жанры (роман-хроника, мемуар, исторический роман, детектив, криминальный рассказ, фантастика, лирическая повесть, автобиографическое произведение, эпистолярный жанр, притча, эссе, новелла). Лиро-эпические жанры (поэма-монолог, поэма-очерк, поэма-триптих, ода, баллада). Лирические жанры (элегия, гимн). Драматические жанры (социально-философская драма, трагикомедия, трагифарс, фантасмагория, музыкальная комедия). Поэтическая драма. Коллизия.

Образность в литературном произведении. Образ, символ, деталь. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое "я", образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы.

Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, подтекст, контекст. Пафос (виды пафоса). Идеал. Изображенный мир. Психологизм. Место и время в художественном произведении (хронотоп).

Литературное творчество. Художественные средства и стиль. Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Формы смеха: юмор, сатира, сарказм. Авторский стиль: юмористический, трагический, экзистенциальный, публицистический и другие.

История литературы. Традиции и новаторство.

Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периодах в развитии литературы.

Литературное направление и течение. Реализм. Романтизм. Сентиментальный реализм.