Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

23.6. Содержание обучения в 10 классе

23.6. Содержание обучения в 10 классе.

23.6.1. Язык, общие сведения о языке.

Абазинский язык в России и в мире. Родной язык как фактор объединения людей в нацию, связующее звено между поколениями и инструмент связи и общения с соплеменниками, независимо от места их проживания.

Источники дополнительных знаний о родном языке: научные лингвистические труды, интернет-ресурсы.

23.6.2. Разделы науки о языке.

Лингвистика (языкознание, языковедение) - наука, изучающая языки. Основные формы и методы лингвистического исследования.

Язык как общественное явление и одна из знаковых систем, используемая как средство коммуникации, мышления и познания. Язык как система знаков, выражающих понятия и обозначающих (замещающих) предметы, события, явления, свойства, отношения, особенности, действия. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, культурная, эстетическая.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Развитие языка, изменение его лексического состава.

Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней и их взаимосвязь.

Основные разделы лингвистики: фонетика, графика, лексикология, фразеология, морфемика и словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, пунктуация, стилистика, диалектология.

Формы существования абазинского языка (литературный книжный и разговорный, просторечие, говоры и диалекты).

Абазинские ученые-лингвисты, их вклад в развитие языка.

23.6.2.1. Абазинский литературный язык.

Понятие и признаки литературного языка, его значимость для нации.

Этапы развития абазинского литературного языка.

Особенности и стили абазинского литературного языка.

Этико-речевые нормы литературного абазинского языка. Соотнесение с нормами русского языка.

Словари абазинского литературного языка.

23.6.2.2. Абазинский язык как язык, входящий в абхазо-адыгскую группу кавказских языков.

Диалектология как раздел лингвистики, изучающий территориальные разновидности языка - диалекты.

Группы кавказских языков. Абхазо-адыгская группа кавказской языковой семьи.

Языковые особенности и традиции абазин.

Понятие и признаки диалекта. Диалекты абазинского языка. Диалектизмы - слова или обороты речи, свойственные местным говорам, встречающиеся в произведениях художественной литературы.

Этнографизмы - понятие и примеры.

Понятие говора как основной единицы территориального диалекта, его частная разновидность. Отличительные признаки говора и диалекта.

Говоры в абазинском языке.

Диалектический словарь.

23.6.3. Речь, речевое общение и культура речи.

Язык и речь - две стороны одной и той же речевой деятельности, их связь и особенности. Речь как средство реализации языка.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо). Речь устная и письменная.

Сферы (научная, деловая, социально-культурная, бытовая) и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации: сфера речевого общения, участники общения (говорящий и слушающий, их особенности и взаимоотношения), место и время общения, предмет общения, цели общения, возможность обратной связи между участниками общения, другие условия и обстоятельства.

Речевое поведение. Принцип коммуникативной целесообразности.

Выбор эффективной речевой тактики. Особенности речевого поведения в условиях двуязычия.

Особенности монологической и диалогической речи в разных сферах речевого общения. Понятие полилога.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функциональные стили абазинского литературного языка: научный, деловой, публицистический, художественно-литературный, разговорный, их соответствие сфере применения. Основные жанры функциональных стилей.

Культура речи как раздел лингвистики, изучающий правильность и чистоту речи. Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

Текст. Текст как наиболее крупная синтаксическая единица языка. Текст как носитель смысла, мысли. Признаки текста. Структура текста.

Различные виды чтения, переработки и преобразования текстов.

Анализ текста. Информационная переработка и преобразование прослушанных и прочитанных текстов. Выделение главной мысли. Сокращение текста. План. Тезисы. Реферат. Перевод. Конспект. Аннотация.

Особенности создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.