Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.7. Содержание обучения в 11 классе

35.7. Содержание обучения в 11 классе.

35.7.1. Тематическое содержание речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь. Переписка со сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования. Место родного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире. Молодежь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы. Любовь и дружба. Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры. Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Проживание в городской/сельской местности. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства информации и коммуникации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и так далее). Интернет-безопасность. Родная страна: географическое положение, столица, крупные города, регионы, система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. Выдающиеся люди родной страны: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее.

35.7.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог - расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов): диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, вежливо выражать согласие (отказ), выражать благодарность, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, давать совет и принимать (не принимать) совет, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот, брать/давать интервью, Диалог-обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Названные умения диалогической речи совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая собеседника. Объем диалога - до 9 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи - описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, пересказ основного содержания прочитанного (прослушанного) текста с использованием ключевых слов, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблицы, диаграммы, графики и без их использования. Объем монологического высказывания - 14 - 15 фраз.

Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление. Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале). Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2,5 минуты.

Смысловое чтение.

Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события), опуская второстепенные, понимать структурно-смысловые связи в тексте, прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале). Объем текста (текстов) для чтения - до 600 - 800 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи: заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми у носителей изучаемого языка, написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем сообщения - до 140 слов, создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и (или) прочитанного (прослушанного) текста с использованием образца. Объем письменного высказывания - до 180 слов, заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного (прослушанного) текста или дополнение информации в таблице, письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 180 слов.

35.7.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз (предложений) с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей. Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 150 слов.

Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях. Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка. Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей в карельском языке нормы лексической сочетаемости. Объем - 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1300 лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций родного (карельского) языка (ливвиковское наречие): распознавание и употребление в речи различных коммуникативных типов предложений - повествовательных (viestivirkehet), вопросительных (kyzymysvirkehet), побудительных (kehoitusvirkehet), простых (00000052.wmz) и сложных (yhtysvirkehet) предложений, распространенных (kazvanuh virkeh) и нераспространенных (kazvamatoi virkeh) простых предложений, двусоставных (kaksiozaine virkeh) и односоставных (yksiozaine virkeh) простых предложений. Распознавание и употребление в речи прямого порядка слов (suoru 00000053.wmz) и инверсии (inversii) при построении простого предложения, различных вводных слов (irallizet sanat), сложносочиненных (rinnastajat yhtysvirkehet) и сложноподчиненных предложений (alistajat yhtysvirkehet), бессоюзных предложений (konjunktattomat virkehet).

Распознавание и употребление в речи имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений карельского языка (ливвиковское наречие) в следующих падежных формах единственного и множественного числа: номинатив (nominatiivu), генитив (genetiivu), аккузатив (akkuzatiivu), транслатив (translatiivu), эссив (essiivu), партитив (partitiivu), инессив (inessiivu), элатив (elatiivu), иллатив (illatiivu), адессив (adessiivu), аблатив (ablatiivu), аллатив (allatiivu), комитатив (komitatiivu), инструктив (instruktiivu), абессив (abessiivu).

Распознавание и употребление в речи глаголов карельского языка (ливвиковское наречие) из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования с учетом их управления в утвердительной и отрицательной форме презенса (preezensu), имперфекта (imperfektu), перфекта (perfektu), плюсквамперфекта (pluskvamperfektu), будущего времени (futurum), в утвердительной и отрицательной форме презенса, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта кондиционала (kondicionualan preezensu, imperfektu, perfektu, pluskvamperfektu), в утвердительной и отрицательной форме презенса и перфекта потенциала (potensiualan preezensu, perfektu), в утвердительной и отрицательной форме императива (imperatiivu).

Распознавание и употребление в речи форм I инфинитива глаголов карельского языка (I infinitiivu), форм инессива и инструктива II инфинитива глаголов карельского языка (II infinitiivan inessiivumuodo, instruktiivumuodo), форм инессива, элатива, иллатива, адессива III инфинитива глаголов карельского языка (III infinitiivan inessiivumuodo, elatiivumuodo, illatiivumuodo, adessiivumuodo). Распознавание и употребление в речи форм I причастия актива и пассива (aktiivan da passiivan I partisiippu), форм II причастия актива и пассива (aktiivan da passiivan II partisiippu). Распознавание и употребление в речи степеней сравнения наречий (adverbiloin verdailu: komparatiivumuodo, superlatiivumuodo), различных предлогов (prepoziitat) и послелогов (postpoziitat), различных сочинительных и подчинительных союзов (rinnastuskonjunktat da alistuskonjunktat), распознавание и употребление в речи различных междометий (interjektat).

Распознавание и употребление в речи различных эквивалентов придаточных предложений - предикативной конструкции, темпоральной конструкции, модальной конструкции (virkehen vastinehet - predikatiivine virkehen vastineh, temporaline virkehen vastineh, modaline virkehen vastineh). Распознавание и употребление в речи форм абессива III инфинитива глаголов, форм индикатива, кондиционала, потенциала и императива рефлексивного глагола (refleksiivuverbin indikatiivu, kondicionualu, potensiualu, imperatiivu), различных присоединительных частиц с учетом их прагматических характеристик.

35.7.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания 11 класса. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и родного региона при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее. Владение основными сведениями о социокультурном портрете родной страны и родного региона. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом. Развитие умения представлять родную страну, малую родину (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

35.7.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку. Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.