I. Общие положения

1. Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга правоприменительной практики в части невозможности представить государственными служащими Российской Федерации, муниципальными служащими, а также работниками государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее соответственно - служащие (работники), организации), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.

2. Каждый случай непредставления по объективным причинам Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (далее - комиссия) <1>.

--------------------------------

<1> См., например, пункт 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 559), подпункты "г" и "д" пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции", пункт 11 Положения о представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г. N 472 "О представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460".

3. Порядок поступления заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Заявление) определяется нормативным правовым актом <2>.

--------------------------------

<2> См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее соответственно - Положение о комиссиях, Указ Президента Российской Федерации N 821).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации N 821 и подпунктом "б" пункта 23 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" рекомендовано руководствоваться Положением о комиссиях при разработке аналогичных положений, включающих, в том числе, издание порядков поступления Заявлений.

В отношении ситуации невозможности представления руководителями государственных (муниципальных) учреждений Сведений своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей отмечаем, что, подобные ситуации по аналогии, например, с положениями Указа Президента Российской Федерации N 559 могут быть разрешены применимыми нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках утвержденных порядков представления соответствующих сведений лицами, занимающими такие должности.

4. Поступившее в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделение) Заявление является основанием для заседания комиссии <3>. Таким образом, Заявления рассматриваются на заседании комиссии.

--------------------------------

<3> См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях.

Информация об адресате Заявления на примере федерального уровня представлена в приложении N 1 к настоящему обзору.