II. Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

II. Подсудность дел о защите избирательных прав и права

на участие в референдуме

5. Административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных КАС РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее - верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд) и Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции (далее - Верховный Суд РФ) (статья 19, пункты 7 - 12 части 1 статьи 20, пункты 7 - 10 статьи 21 КАС РФ).

Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей (статья 17.1 КАС РФ).

6. К подсудности районного суда, в частности, относятся административные дела:

об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий;

об отмене регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (в том числе политических партий), должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

о назначении местного референдума;

об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти;

об оспаривании ответов избирательных комиссий на обращения граждан, касающихся избирательных прав, принятых не в форме решения;

об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, помещения, в котором осуществляются прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории;

о взыскании денежных средств с кандидата, избирательного объединения (часть 3 статьи 18, часть 3 статьи 19, пункт 10 части 6 статьи 33, часть 15 статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы), пункты 1 и 2 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статья 19 КАС РФ).

7. К подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов отнесены дела:

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В частности, административное дело об оспаривании решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, вынесенного коллегиально, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии подсудно суду соответствующего субъекта Российской Федерации;

об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, иной группы участников такого референдума;

об оспаривании решений об отказе в регистрации региональной подгруппы участников референдума Российской Федерации;

о расформировании избирательных комиссий, за исключением дел о расформировании ЦИК России;

об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы публичной власти федеральных территорий, а также в органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 31, пункт 2 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), часть 3 статьи 19, пункт 10 части 6 статьи 33, часть 10 статьи 51, части 9, 12 статьи 99 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункты 7 - 12 части 1 статьи 20 КАС РФ).

8. Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает административные дела:

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (пункты 7 - 10 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", часть 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - Закон о референдуме), пункты 4 - 6 статьи 84 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента Российской Федерации), часть 3 статьи 19, пункт 10 части 6 статьи 33, часть 11 статьи 42, часть 24 статьи 48, часть 7 статьи 50, части 8, 10, 11, 13, 15 статьи 99 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункты 7 - 10 статьи 21 КАС РФ).

9. В случае, когда полномочия одной избирательной комиссии, комиссии референдума возлагаются на другую избирательную комиссию, комиссию референдума, подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ).

10. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.