Новые рекомендации по реализации профориентационного минимума направлены Письмом Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05.

Приложение 9

ПРОГРАММА "МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ" <25>

--------------------------------

<25> Подробнее см. https://proforientator.ru/upload/img/publications/New/prog_prof_mbp.pdf.

Программа внеурочной деятельности для 8 - 11 классов "Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации" реализуется в рамках предпрофильной подготовки с учетом возможностей общеобразовательной организации. Программа реализуется из расчета 1 час в неделю.

Учебно-методическое обеспечение программы представлено учебными пособиями "Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации" для 8, 9, 10 - 11 классов, программой элективного курса, методическими рекомендациями для учителя.

В рабочей тетради для 8 класса использована образовательная парадигма "Расскажи - Покажи - Сделай", представленная тремя блоками:

- "Узнаю": информация о соотношении школьных предметов и профессий;

- "Проверяю": тесты с задачами для определения способностей по предметным областям;

- "Применяю": система упражнений по использованию знаний на практике.

В тетради рассмотрены основные учебные предметы: математика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), русский язык, литература, иностранный язык, родной язык, родная литература, история, обществознание, мировая художественная культура, физика, химия, биология, география, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Показано, как изучение способствует освоению профессиональных навыков.

Рабочие тетради для 9 класса построены на основных факторах выбора профессии:

- "Хочу" (интересы и склонности в профессии);

- "Могу" (способности в профессии);

- "Надо" (востребованность профессиональных навыков).

В тетрадях есть тесты, упражнения и практикумы. В них школьникам совместно с другими участниками профориентационного процесса предлагается рассмотреть различные профили обучения: информационно-технологический, математический; финансово-экономический; естественно-научный; производственно-технологический; социально-гуманитарный; творческий; оборонно-спортивный.

Рабочие тетради для 10 - 11 классов посвящены универсальным и профессиональным компетенциям, т.е. тем параметрам, по которым работодатель оценивает соискателя.

Рассмотрены основные профессиональные роли (Коммуникатор, Инноватор, Специалист, Аналитик, Администратор, Менеджер, Предприниматель, Функционалист).

Каждая роль рассмотрена в рамках блоков "Понимаю", "Проверяю", "Пробую", и вместе с профилем обучения (см. рабочую тетрадь для 9 класса) данная профориентационная система дает школьнику представление о наиболее подходящих ему должностях (трудовых обязанностях). Кроме того, в тетради рассмотрены компетенции будущего, определяющие успешность профессионала в той или иной профессиональной роли или должности.

- "Понимаю" необходим для подробного рассмотрения содержания профессиональной роли и направлений деятельности, в которых она наиболее применима.

- "Примеряю" содержит тест, позволяющий оценить интересы и склонности к рассматриваемой профессиональной роли.

- "Пробую" с помощью практикумов предполагает погружение в профессиональные задачи, наиболее типичные для рассматриваемой роли.