Новые рекомендации по реализации профориентационного минимума направлены Письмом Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05.

Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума

Для реализации программы продвинутого уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6 - 11 классов в профориентационной деятельности, а именно:

- назначить в школе ответственного по профориентации (заместителя директора по воспитательной работе);

- заключить соглашение с партнером;

- определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.);

- специалисту - пройти подготовку по программе ДПО (повышение квалификации, не менее 36 академических часов); сформировать учебные группы, определив количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6 - 11 классов; организовать использование специализированной Платформы; проинформировать обучающихся и их родителей о функционале общедоступного сегмента и организовать регистрацию участников; создать план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.

Для реализации продвинутого уровня рекомендуется использовать формат предпрофессиональных классов.

В программе используются следующие профориентационные мероприятия:

- профориентационные уроки;

- онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;

- групповой разбор результатов профориентационных диагностик, рефлексивный урок;

- информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям открытого сегмента Платформы (основной уровень Профориентационного минимума), организация регистрации участников;

- профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);

- профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций ВО и работодателей) (см. Приложение 8); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения (см. Приложение 7); участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровней.

Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума полностью повторяет содержание основного уровня. При этом в дополнение к основной программе включает привлечение партнеров для разработки и проведения программы профессиональной ориентации.

В число партнеров для организации профориентационно значимых активностей могут быть включены:

- ключевые работодатели территориальной среды;

- объединения специалистов в разных сферах;

- кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации;

- объединения волонтеров;

- государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;

- представители средств массовой информации, "лидеры мнений";

- другие субъекты экономической сферы, общественные объединения, некоммерческие организации.

Участие партнеров может быть реализовано в следующих формах:

- профессиональное обучение для обучающихся 14 - 18 лет. Такое обучение может быть реализовано как в школе, при содействии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций ВО, с которыми школа заключила соответствующий договор, так и на базе организации, осуществляющей профессиональную подготовку;

- профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского отдыха. Это могут быть варианты тематических или мультипрофильных профориентационных смен в рамках детского оздоровительного отдыха, где у обучающихся есть возможность познакомиться с особенностями той или иной профессиональной деятельности в формате лекций, мастер-классов, решения задач, выполнения проектов, выполнения профессиональных обязанностей;

- конкурсы профориентационной направленности. Мероприятия могут быть организованы компаниями-работодателями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями ВО, конкурсными площадками-интеграторами. Такие конкурсы позволяют обучающимся попробовать свои силы в решении профессиональной задачи, которая включает в себя выполнение одного или нескольких заданий по четко заданным критериям в индивидуальном или командном формате, а также представление результатов. Участие в конкурсах предполагает помощь наставника/куратора из педагогов, оценку жюри и награждение победителей;

- системы профильных элективных курсов. В рамках школьной программы могут быть реализованы профильные элективные курсы для обучающихся, программа которых формируется на основе выявленных в результате диагностики профессиональных интересов;

- профильные классы. Направленность обучения в данных классах предполагает как общее образование, так и дополнительную программу обучения, которая реализуется с привлечением партнеров.