ТРАНСПОРТ

Внесены изменения в Закон о безопасности дорожного движения

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения теперь включает в себя в числе прочего:

- медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены);

- проведение химико-токсикологических исследований наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Обязательные медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя.

Допускается проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров, послерейсовых медицинских осмотров и медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, за исключением лиц, занятых на работах, связанных с организованной перевозкой групп детей или перевозкой опасных грузов, а также лиц, занятых на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 км и более.

(Федеральный закон от 29.12.2022 N 629-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 30.05.2023 N 866 и от 31.05.2023 N 893; Распоряжение Минтранса России от 18.08.2023 N ВС-171-Р)

Актуализирован перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Детализированы требования к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам и двигателю.

Установлены дополнительные требования к автобусам, в том числе запрет на их эксплуатацию при наличии сквозной коррозии и разрушения пола пассажирского салона, а также к специальным и специализированным транспортным средствам.

Конкретизированы способы выявления неисправностей автотранспорта (визуальный контроль или с обязательным использованием средств технического диагностирования).

(Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 837)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Автотранспорт, маркировка товаров, реклама и другие изменения для юриста с 1 сентября".

Обновляются состав сведений путевого листа, порядок его оформления или формирования

Реализованы положения федеральных законов от 29.12.2022 N 580-ФЗ и N 629-ФЗ.

В частности, сведения о водителе (водителях) транспортного средства теперь должны включать также СНИЛС и серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения.

Допускается:

- оформление или формирование одного путевого листа на один рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня (смены) водителя (водителей);

- оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов;

- внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах в случае формирования электронного путевого листа.

(Приказ Минтранса России от 05.05.2023 N 159)

Предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства

Система должна обеспечивать:

- внесение сведений о фактических значениях габарита приближения, технических характеристик автомобильных дорог, допустимых весовых параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, введенных временных ограничениях или прекращениях движения транспортных средств по автомобильным дорогам или их участкам, а также об особых условиях движения (при наличии);

- установление пути следования по маршруту движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, указанными заявителем в заявлении на выдачу специального разрешения;

- внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам;

- согласование проекта организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства, перечня мер по обеспечению возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства.

В составе системы обеспечивается ведение Федерального реестра специальных разрешений.

На сайте уполномоченного органа размещается личный кабинет перевозчика. Личный кабинет перевозчика в том числе обеспечивает возможность подачи заявления на выдачу специального разрешения и документов, необходимых для выдачи специального разрешения, взаимодействие между заявителем и уполномоченным органом в целях выдачи специального разрешения, получения выписки из Реестра, фиксации даты начала поездки тяжеловесного транспортного средства.

Владельцы автомобильных дорог обязаны внести до 1 марта 2024 года отдельную информацию в систему. Правила внесения информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.06.2023 N 911.

(Федеральный закон от 28.04.2023 N 172-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 N 911)

Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся движения транспортных средств по автомобильным дорогам в целях пересечения госграницы РФ

Предусматривается, что проезд грузовых транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок, по автомобильным дорогам в целях пересечения госграницы РФ осуществляется в зарезервированные дату и время.

Правительство РФ устанавливает перечень автомобильных пунктов пропуска через госграницу РФ и перечень участков автомобильных дорог, примыкающих к таким пунктам пропуска, в отношении которых устанавливается резервирование даты и времени проезда грузовых транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок. Также вводится Положение о порядке проезда в зарезервированные дату и время грузовых транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок и принадлежащих российским или иностранным перевозчикам, по участкам автомобильных дорог, включенным в перечень.

До конца 2023 года Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие особенности применения порядка проезда грузовых транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок.

(Федеральный закон от 17.02.2023 N 24-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 867; Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2023 N 1347-р)

Сведения об автомобильных дорогах общего пользования будут содержаться в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов

До 1 сентября 2023 года информация, содержащаяся в едином государственном реестре автомобильных дорог, должна быть размещена в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

Положение о системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2197.

(Федеральные законы от 08.11.2007 N 257-ФЗ и от 06.03.2022 N 39-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 N 2197; Приказ Минтранса России от 24.05.2022 N 195)

Обновлены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

В частности, предусмотрена возможность подачи заявления на аккредитацию (продление аккредитации) и получения результатов государственной услуги посредством единого портала госуслуг.

Компетентный орган в целях определения соответствия соискателя аккредитации (специализированной организации) установленным требованиям будет запрашивать необходимые сведения посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также посредством ЕГИС ОТБ.

Подтверждением наличия у юридического лица аккредитации будет являться запись в реестре аккредитованных юридических лиц.

Компетентный орган будет принимать решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации в течение 20 рабочих дней, о продлении аккредитации либо об отказе в продлении аккредитации - в течение 14 рабочих дней.

Устанавливаются правила формирования и ведения реестра аккредитованных юридических лиц.

Обновлена форма заявления об аккредитации (продлении аккредитации). Приводится перечень документов и сведений, представляемых юридическим лицом, претендующим на аккредитацию в качестве специализированной организации (специализированной организацией для продления аккредитации).

Ранее выданные свидетельства об аккредитации продолжают свое действие до окончания срока их действия.

Юридические лица, претендующие на получение свидетельства об аккредитации (продление срока действия аккредитации), представившие документы до 1 сентября 2023 года, получают указанное свидетельство в прежнем порядке.

(Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 907)

Обновлены Правила аккредитации юридических лиц для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу

Предусмотрена возможность подачи заявления на аккредитацию (продление аккредитации) и получения результатов государственной услуги посредством единого портала госуслуг.

Компетентный орган в целях определения соответствия соискателя аккредитации (специализированной организации) установленным требованиям будет запрашивать необходимые сведения посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также посредством ЕГИС ОТБ.

Компетентный орган будет принимать решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации в течение 25 рабочих дней, о продлении аккредитации либо об отказе в продлении аккредитации - в течение 10 рабочих дней.

Обновлена форма заявления об аккредитации (продлении аккредитации). Приводятся перечень документов, представляемых юридическим лицом, претендующим на аккредитацию, и перечень документов, представляемых аттестующей организацией для продления аккредитации.

Ранее выданные свидетельства об аккредитации продолжают свое действие до окончания срока их действия.

Юридические лица, претендующие на получение свидетельства об аккредитации (продление срока действия аккредитации), представившие документы до 1 сентября 2023 года, получают указанное свидетельство в прежнем порядке.

(Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 906)

Обновлен порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Предусмотрена возможность подачи заявления на аттестацию посредством единого портала госуслуг.

Срок проведения аттестации со дня подачи заявления о проведении аттестации и до оформления свидетельства об аттестации составляет 47 рабочих дней.

Приводятся:

- форма заявления о проведении аттестации;

- перечень документов, представляемых в целях аттестации.

Ранее выданные свидетельства об аттестации продолжают свое действие до окончания срока действия указанных свидетельств.

(Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 905; Приказ Минтранса России от 24.07.2023 N 257)

Актуализированы правила аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним

Предусмотрена возможность подачи заявления на аккредитацию (продление аккредитации) и получения результатов государственной услуги посредством единого портала госуслуг.

Компетентный орган в целях определения соответствия соискателя аккредитации (подразделения транспортной безопасности) установленным требованиям будет запрашивать необходимые сведения посредством межведомственного взаимодействия, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и ЕГИС ОТБ.

Запись в реестре аккредитованных лиц будет являться подтверждением наличия у юридического лица аккредитации.

Компетентный орган будет принимать решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации в течение 25 рабочих дней, о продлении аккредитации либо об отказе в продлении аккредитации - в течение 10 рабочих дней.

Приводятся:

- форма заявления об аккредитации;

- рекомендуемый образец сведений о работниках для непосредственного осуществления защиты (непосредственно осуществляющих защиту) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Ранее выданные свидетельства об аккредитации продолжают свое действие до окончания срока их действия.

Юридические лица, претендующие на получение свидетельства об аккредитации (продление срока действия аккредитации), представившие документы до 1 сентября 2023 года, получают указанное свидетельство в прежнем порядке.

(Приказ Минтранса России от 15.05.2023 N 170)

Внесены изменения в Закон о транспортной безопасности

Установлено, что ЕГИС ОТБ предназначена для обработки информации в области обеспечения транспортной безопасности.

При осуществлении воздушных перевозок пассажиров передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат данные в виде записей о регистрации пассажиров с учетом требований, установленных стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации в отношении передачи записей о регистрации пассажиров.

Уточняется, что аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов, государственных воздушных судов и воздушных судов экспериментальной авиации, а также аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к аэродромам гражданской авиации.

Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации соответственно.

Положение о ЕГИС ОТБ утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.08.2023 N 1251.

(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 01.08.2023 N 1251)

Установлен Порядок расследования и учета транспортных происшествий, аварий и ЧС техногенного характера на внеуличном транспорте

Правила не распространяются на канатные дороги, фуникулеры, входящие в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифты, подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) и эскалаторы, а также иные объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, относящиеся к опасным производственным объектам.

Перевозчик обязан незамедлительно оповещать с использованием любых доступных средств связи Ространснадзор, его территориальные органы по месту государственной регистрации перевозчика на территории РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ о возникновении событий, связанных с нарушением безопасности движения.

По всем случаям нарушения безопасности движения для расследования таких случаев перевозчиком создается комиссия.

Комиссия выезжает на место нарушения безопасности движения и проводит расследование обстоятельств и причин его возникновения.

По результатам расследования комиссией составляется техническое заключение о причинах и последствиях нарушения безопасности движения, которое подписывается всеми членами комиссии.

Перевозчик обязан хранить в течение всего периода расследования документы, фрагменты объектов инфраструктуры, детали подвижного состава внеуличного транспорта, состояние или местонахождение которых могут иметь значение при установлении причин нарушения безопасности движения.

На основе материалов расследования перевозчик обязан разработать и осуществить мероприятия по предупреждению повторения нарушения безопасности движения.

Перевозчик должен вести учет случаев нарушений безопасности движения посредством внесения сведений в журнал.

(Приказ Минтранса России от 15.02.2023 N 43)

С 1 сентября 2023 года учебно-тренажерная база в рамках освоения основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ в сфере обеспечения транспортной безопасности должна обеспечивать работу в режиме проверки знаний

(Приказ Минтранса России от 12.07.2021 N 232)

Защита объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, от актов незаконного вмешательства должна предусматривать защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляться указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности

(Федеральный закон от 24.07.2023 N 387-ФЗ)

Уточняется порядок организации медосмотров работников ж/д транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой

Указанные работники будут проходить не только обязательные предрейсовые (предсменные) медицинские осмотры, но и обязательные послерейсовые (послесменные) медицинские осмотры.

Кроме того, в медицинских организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют ОАО "Российские железные дороги" или его дочерние общества, допускается проводить дистанционные медицинские осмотры. Для этого указанные медицинские организации вправе привлекать медицинских работников иных медицинских организаций.

Дистанционные медицинские осмотры не проводятся в отношении работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с управлением ж/д подвижным составом, осуществляющим перевозку пассажиров, а также опасных грузов при выполнении специальных ж/д перевозок.

При проведении дистанционных медицинских осмотров должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом.

В случае проведения дистанционных медицинских осмотров в отношении работника не менее 2 раз в год проводятся в очной форме химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

К нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным Федеральным законом от 13.06.2023 N 221-ФЗ, не применяется общее правило о вступлении их в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года и не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 13.06.2023 N 221-ФЗ)

Уточняется Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта

Отдельные нарушения безопасности движения распространены на владельцев ж/д путей необщего пользования.

К событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта, отнесены:

- падение груза (контейнера) или его части на ж/д путь, вызвавшее перерыв в движении поездов хотя бы по одному из ж/д путей на перегоне на один час и более либо повлекшее его столкновение с ж/д подвижным составом;

- происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом или парением), воспламенением (возгоранием), задымлением опасных грузов), возникшие вследствие повреждения или неисправности вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, не имеющие последствий, указанных в пунктах 3 и 4 Положения.

(Приказ Минтранса России от 19.07.2022 N 269; Информационное письмо Ространснадзора от 27.09.2023 N 4)

Актуализированы Условия эксплуатации ж/д переездов

В частности, предусмотрена возможность применения владельцем инфраструктуры, владельцем ж/д путей необщего пользования инновационных технических средств обеспечения безопасности на переездах - устройств автоматизированного удаленного управления, устройств контроля свободности зоны переезда от транспортных средств, табло обратного отсчета времени до включения красных сигналов (огней) на переездных светофорах.

Описание звуковой сигнализации на переездных светофорах, дополненных автоматическими и полуавтоматическими шлагбаумами, приведены в соответствие с действующими типовыми техническими решениями - звуковая сигнализация включается на время перевода заградительных брусьев шлагбаумов в горизонтальное положение.

Вводятся требования по обеспечению выдержки времени на открытие светофоров для пропуска ж/д подвижного состава.

(Приказ Минтранса России от 05.10.2022 N 402)

Изменены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума

Установлено, что в случае оформления накладной в виде электронного документа допускается приложение паспорта качества (сертификата соответствия) в электронном виде (электронно-графической копии).

Уточняются требования к перевозке газов, сжиженных методом глубокого охлаждения (кислород, аргон, азот и другие).

Ряд требований исключен.

(Приказ Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

Установлены требования к должностным лицам службы капитана морского порта

Определены требования к знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку назначения на должность.

(Приказ Минтранса России от 28.09.2022 N 393)

Обновлено Положение о капитане морского порта

В частности, предусмотрено, что капитан морского порта имеет усиленную квалифицированную электронную подпись.

(Приказ Минтранса России от 09.11.2022 N 447)

Обновлены правила ведения судовых документов

Речь идет о судовом журнале, машинном журнале (для судов с механическим двигателем) и санитарном журнале.

В частности, предусмотрена возможность подачи судовладельцем заявления о внесении сведений о судовом журнале, машинном журнале в соответствующие реестры учета журналов посредством единого портала госуслуг.

(Приказ Минтранса России от 23.11.2022 N 466)

Установлены Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы

Определены, в частности, квалификационные требования для членов экипажа судна, допущенных к эксплуатации судовых станций, и работников береговых станций, перечень документов и сведений, которые должны находиться на судовой и береговой станции, виды обеспечиваемой связи, порядок передачи гидрометеорологических и навигационных сообщений и прочее.

(Приказ Минтранса России от 09.12.2022 N 486)

Установлены Правила плавания во внутренних морских водах РФ судов под флагами иностранных государств

Например, установлено, что иностранные суда и спускаемые с них плавучие средства, оказавшиеся в запретных для плавания районах и временно опасных для плавания районах, обязаны незамедлительно их покинуть по кратчайшему маршруту в направлении от берега.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2496)

Установлены случаи и порядок принятия администрацией бассейна внутренних водных путей РФ решения об ограничении или запрещении движения судов при проведении культурно-массовых, официальных физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий на внутренних водных путях РФ

При необходимости проведения мероприятий на внутренних водных путях, за исключением случая, когда мероприятие проводится в соответствии с решениями Президента РФ, организатор мероприятия должен направить обращение в администрацию бассейна внутренних водных путей не менее чем за 45 календарных дней до дня начала мероприятия.

Обращение должно содержать информацию о месте, дате, времени и условиях проведения мероприятия, количестве участников, положение о мероприятии или регламент (контракт) о проведении мероприятия.

Администрация бассейна внутренних водных путей в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты поступления обращения, принимает решение об ограничении или запрещении движения судов на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей или отказе в принятии решения об ограничении или запрещении движения судов.

Администрация бассейна внутренних водных путей о принятии решения должна уведомить письмом организатора мероприятия и Росморречфлот не позднее чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

(Приказ Минтранса России от 10.03.2023 N 72)

Установлены Правила, определяющие условия, порядок выдачи и проверки свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов

Свидетельство выдается в отношении судна валовой вместимостью 300 и более капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, на основании заявления собственника судна либо его уполномоченного представителя.

Для получения свидетельства заявитель представляет капитану морского порта заявление в произвольной форме. Заявление представляется непосредственно либо направляется почтовым отправлением или по адресу электронной почты (при наличии).

Капитан морского порта принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления.

(Приказ Минтранса России от 31.01.2023 N 28)

Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее будут подлежать государственному учету

Кроме того, авиационное происшествие или инцидент с используемым в целях гражданской авиации воздушным судном, не зарегистрированным (не учтенным) в установленном порядке, подлежит обязательному расследованию.

(Федеральный закон от 18.03.2023 N 65-ФЗ)

Уточняется правовое регулирование эксплуатации воздушных судов, в том числе беспилотных авиационных систем

К объектам инфраструктуры воздушного транспорта отнесено наземное оборудование, необходимое для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.

Предусмотрена обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.

Уточняется понятие "беспилотная авиационная система". Вводится новое понятие "линия управления авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системой" - канал связи между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Определен порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем. Функционирование и контроль организуют и обеспечивают владельцы беспилотных воздушных судов. Государственная комиссия по радиочастотам выделяет полосы радиочастот, которые должны быть защищены от помех.

Граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи линиям управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, за исключением органов государственной власти и организаций, на которые законодательством РФ возложены полномочия по пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве, обязаны по требованию Роскомнадзора устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 487-ФЗ)

Обновлены Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов

(Приказ Минтранса России от 18.01.2023 N 11; Информация Росавиации)

Внесены изменения в Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21"

Изменения касаются, в частности, проведения сертификационных работ, в том числе в отношении беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов, сертификации и квалификации компонентов авиационной техники, проведения сертификационных испытаний.

(Приказ Минтранса России от 29.05.2023 N 196)

Установлены правила выполнения полетов на беспилотных гражданских воздушных судах

Соответствующие изменения внесены в Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".

Физические лица, в том числе ИП, и юридические лица, осуществляющие полеты с использованием беспилотных воздушных судов, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должны выполнять требования правил.

(Приказ Минтранса России от 29.05.2023 N 195)

Установлен порядок оформления, приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг

Сертификат выдается на основании акта оценки беспилотного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды, выданного юридическим лицом или ИП, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Установлены в числе прочего порядок подачи заявления, перечень указываемых в нем сведений, перечень прилагаемых к нему документов, порядок их рассмотрения и принятия решения в выдаче сертификата.

Приводится форма сертификата.

(Приказ Минтранса России от 28.02.2023 N 61)

Регламентирован порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях

Порядок распространяется на авиационные организации экспериментальной авиации, осуществляющие деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, эксплуатирующие экспериментальные воздушные суда.

К перевозке служебных пассажиров допускаются экспериментальные воздушные суда авиационных организаций экспериментальной авиации, гражданская ответственность которых застрахована.

К перевозкам в коммерческих целях допускаются:

- беспилотные экспериментальные воздушные суда - для перевозки грузов;

- вспомогательные экспериментальные воздушные суда;

- экспериментальные воздушные суда - летающие лаборатории;

- экспериментальные воздушные суда транспортной категории.

(Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 N 701)