1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" от 08.01.2003 N 6, "Рекомендациями по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р, Положением о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245, Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу от 03.02.2003 N 10.

1.2. Методические указания определяют единый подход к рассмотрению и согласованию правил внутреннего контроля (далее - правила), осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанных организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица), осуществляющими скупочную деятельность, а также куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

1.3. Согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением юридическими лицами указанного Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом (Комитетом по финансовому мониторингу Российской Федерации, далее - КФМ России), в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила и назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил (далее - ответственное лицо).

1.4. Приказом Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Положение о Российской государственной пробирной палате" от 23.05.2003 N 153 на органы федерального пробирного надзора возложен контроль за исполнением юридическими лицами, состоящими на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля.

1.5. Государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции) рассматривают и согласовывают правила, представляемые юридическими лицами, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий и состоящими на специальном учете в госинспекциях, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию.

Правила на согласование в госинспекции представляют:

- юридические лица, осуществляющие скупку у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

- юридические лица, осуществляющие производство драгоценных металлов (производство драгоценных металлов, добытых из комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, аффинаж драгоценных металлов, производство сплавов драгоценных металлов, нанесение покрытий из драгоценных металлов на драгоценные и недрагоценные металлы, производство изделий из драгоценных металлов, солей, порошков и соединений драгоценных металлов);

- юридические лица, осуществляющие производство ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нумизматическими товарами из драгоценных металлов, изделиями культового и религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- юридические лица, осуществляющие розничную торговлю ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нумизматическими товарами из драгоценных металлов, изделиями культового и религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней, антиквариатом, а также изделиями, бывшими в употреблении из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- юридические лица, осуществляющие производство технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (чеканка монет и медалей, производство лабораторных и промышленных изделий, алмазного инструмента);

- юридические лица, осуществляющие огранку и иную обработку драгоценных камней;

- юридические лица, осуществляющие обработку отходов драгоценных камней (рекуперацию драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни);

- юридические лица, осуществляющие заготовку лома и отходов драгоценных металлов, их первичную обработку и переработку с получением концентратов и других полупродуктов, предназначенных для аффинажа.

1.6. Обособленные подразделения (представительства, филиалы, иные структурные подразделения) юридических лиц осуществляют внутренний контроль на основании правил, утвержденных руководителем юридического лица и согласованных госинспекцией.