9. Социально-медицинские показатели

9.1. Рекомендуется представить динамику числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15 - 9 лет) за период 2016 - 2021 годов в регионе. Сопоставить с динамикой числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) за период 2016 - 2021 годов в Российской Федерации в целом, в регионах соответствующего федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике. Представить динамику медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016 - 2021 годов в регионе. Сопоставить с числом медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016 - 2021 годов в Российской Федерации в целом, в регионах Федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике.

Данные о числе абортов содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/41696, https://www.fedstat.ru/indicator/31595

Важно рассмотреть, какова динамика числа абортов, наблюдается ли снижение или повышение данного показателя, о чем могут свидетельствовать изменения в картине распространенности прерывания беременности в регионе. Сопоставление динамики числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста в регионе с общероссийским уровнем, а также с регионами, входящими с изучаемым субъектом в один федеральный округ, и регионами-лидерами позволит получить сравнительную оценку уровня абортов в регионе. На основе этого можно предположить, возможно ли снижение рассматриваемого показателя до уровня регионов-лидеров и какие меры для этого необходимы.

Рассмотрение динамики медицинских абортов легальных на 100 родов позволяет установить, сколько беременностей заканчивается прерыванием беременности. С целью получения сравнительной оценки уровня медицинских абортов легальных на 100 родов в регионе данный показатель сравнивается с аналогичными для России в целом, регионов, входящих в состав того же федерального округа, и регионах-лидерах. На основе проанализированных данных дается оценка распространенности абортов в регионе, а также потенциала возможных мер региональной политики, направленной на сохранение беременностей и отказ от абортов.

9.2. По данным медицинских организаций региона на основании результатов анкетирования рекомендуется сформировать портрет беременной женщины, обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности по региону в целом и в разрезе муниципальных образований. Указать средний возраст женщины, семейное положение (в зарегистрированном браке/в незарегистрированном браке/нет постоянного партнера), место проживания (город/село), образование, профессиональную занятость, число уже имеющихся детей, наличие медицинских показаний (аборт по желанию женщины или по медицинским показаниям), срок беременности. Проанализировать наиболее частые причины, по которым женщина принимает решение о прерывании беременности, в разрезе муниципальных образований.

На основе проанализированных данных составляется описание наиболее распространенных характеристик портрета беременной женщины (средний возраст, семейное положение, образование, профессиональная занятость, число уже имеющихся детей и т.д.), обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований. Понимание преобладающих в регионе причин абортов позволит спроектировать и обосновать меры, способствующие снижению числа случаев прерывания беременности.

9.3. Рекомендуется оценить эффективность доабортного консультирования, используя следующие показатели:

- доля женщин, охваченных доабортным консультированием, от числа обратившихся в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности в регионе в целом в разрезе медицинских организаций всех форм собственности (данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации);

- доля отказавшихся от прерывания беременности из числа проконсультированных и взятых под диспансерное наблюдение в текущем году (данные содержатся по ссылке https://mednet.ru/, вход для МИАЦ: доступ к данному разделу есть у всех региональных медицинских информационных аналитических центров субъектов Российской Федерации).

Данные анализируются в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, а также в сравнении со среднероссийскими значениями, субъектами соответствующего федерального округа и регионами-лидерами (не менее трех).

На основе анализа указанных характеристик, а также соотнесения с уровнем распространенности абортов в регионе, дается оценка результативности доабортного консультирования. Можно предположить, с чем связан низкий или высокий уровень эффективности и как его можно улучшить.

9.4. Исходя из портрета беременной женщины, желающей сделать аборт, определить, какие категории женщин наиболее склонны к прерыванию беременности, в силу каких причин женщиной принимается решение о прерывании беременности и как можно воздействовать на снижение числа абортов в регионе.

Проанализировать, как организована межведомственная помощь женщине, планирующей сделать аборт по желанию женщины, в целях отказа ее от аборта: ведется ли (и каким образом) выявление причин, по которым женщина планирует сделать аборт, предоставляется ли женщине информация об имеющихся мерах социальной поддержки, организовано ли и каким образом оказание помощи в получении соответствующих мер социальной поддержки, а также психологической помощи. Определить, каким образом в регионе (в разрезе медицинских организаций) можно улучшить практику проведения доабортного консультирования с целью снижения числа абортов.

Проанализировать в разрезе муниципалитетов число женщин, которые планировали сделать аборт и в последующем от него отказались после предоставления необходимой помощи.

9.5. Рекомендуется оценить распространенность бесплодия у мужчин (старше 18 лет) и женщин (в возрасте 18 - 49 лет) на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в регионе за период 2016 - 2021 годов. Сопоставить с динамикой доли женщин (в возрасте 18 - 49 лет) и доли мужчин (старше 18 лет) с бесплодием на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в Российской Федерации в целом и регионах Федерального округа за период 2016 - 2021 годов.

Данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Бесплодие является угрозой репродуктивному здоровью населения и непосредственно влияет на репродуктивное поведение, способствуя снижению рождаемости. В связи с этим важно провести оценку уровня распространенности бесплодия среди населения региона и сравнить с ситуацией в России в целом. Также может быть проанализирована динамика распространенности бесплодия и возможные причины, вызвавшие подобные изменения. Для более глубокого изучения темы могут быть привлечены дополнительные данные медицинской статистики. В случае наличия данных, может быть рассмотрена распространенность бесплодия в половозрастном разрезе, а также соотношение первичного и вторичного бесплодия. Рекомендуется рассмотреть потенциал возможных мер сокращения распространенности женского и мужского бесплодия.

9.6. Провести анализ доступности лечения бесплодия с применением программ вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) в регионе за период 2016 - 2022 годов. Проанализировать следующие данные:

- количество медицинских организаций всех форм собственности (с указанием формы собственности), имеющих лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по данному профилю, в том числе участвующих в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- общее число циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС);

- число женщин, которым проведено ЭКО (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30);

- число женщин, у которых наступила беременность (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30)

- число родов у женщин после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);

- число родившихся детей после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);

- число ежемесячно выполненных циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС) в регионе, начиная с 2023 года;

- динамика числа циклов ЭКО на 1000 женщин фертильного возраста (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30), начиная с 2023 года по региону в целом в сравнении с Российской Федерацией.

Установленный в результате проведения анализа уровень доступности лечения бесплодия может быть соотнесен с предыдущим пунктом (распространенность бесплодия). В регионах с высоким уровнем распространенности бесплодия особенно актуально увеличение численности специализированных клиник и проведение большего числа процедур ЭКО. Также может быть оценена эффективность процедур ЭКО, проведенных в регионе, и их вклад в повышение рождаемости. Рекомендуется рассмотреть потенциал возможных мер по повышению доступности процедуры ЭКО, а также иных мер региональной политики, направленных на сокращение и лечение бесплодия.