III. Анализ текущей ситуации

5. Ситуация с уровнем жизни населения в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими показателями (которые рассматриваются в динамике) <1>.

--------------------------------

<1> Приведен наиболее полный перечень данных. Анализ текущей ситуации проводится на основе доступных данных Росстата, собственных обследований, иных достоверных источников информации, имеющихся в распоряжении. Данные вносятся в региональную программу в соответствии с периодичностью и сроками предоставления официальной статистической информации.

1) Информация о социально-экономическом развитии региона:

валовой региональный продукт, в т.ч. на душу населения;

поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в т.ч. на душу населения;

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;

инвестиции в основной капитал, в т.ч. на душу населения;

основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года);

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по видам экономической деятельности, относящимся к промышленному производству);

продукция сельского хозяйства;

оборот розничной торговли, в т.ч. на душу населения;

производительность труда;

численность населения;

естественный и миграционный прирост (убыль) населения;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

доля населения в трудоспособном возрасте;

коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте;

среднегодовая численность занятых;

уровень занятости населения;

численность безработных;

уровень безработицы и уровень зарегистрированной безработицы;

потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения;

коэффициент напряженности на рынке труда;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, в том числе по видам экономической деятельности;

среднедушевые денежные доходы населения;

средний размер назначенных пенсий;

структура денежных доходов населения (удельный вес оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, доходов от собственности, других доходов, включая "скрытые");

величина прожиточного минимума, в том числе по социально-демографическим группам;

величина границы бедности, в том числе по социально-демографическим группам;

соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума;

соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения;

соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера;

просроченная задолженность по заработной плате, в том числе по видам экономической деятельности.

Данные показатели анализируются в динамике за трехлетний период с обязательным формулированием выводов о взаимосвязи социально-экономической и демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, отраженной через динамику показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, с ожидаемыми результатами по повышению доходов населения и снижению уровня бедности.

2) Анализ мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, региональных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, в том числе:

информация о мероприятиях с акцентом на их распространение на малоимущее население;

оценка влияния реализуемых мероприятий на повышение доходов населения и снижение уровня бедности и их влияния на обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и сокращение региональной бедности.

Данные мероприятия анализируются в динамике за трехлетний период с обязательным формулированием выводов о влиянии реализации мер на ситуацию с региональной бедностью.

3) Информация о ситуации с бедностью в субъекте Российской Федерации на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, включая:

а) данные о распределении и дифференциации денежных доходов населения, в том числе:

распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов;

распределение общего объема денежных доходов населения по 20-процентным группам населения;

коэффициент Джини (индекс концентрации доходов);

децильный коэффициент фондов;

б) численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (малоимущего населения) (в тыс. чел. и в процентах от общей численности населения в субъекте Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований);

в) распределение малоимущего населения в субъекте Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований:

по месту проживания (город-село);

по числу лиц и числу детей в возрасте до 18 лет в составе домохозяйства;

по наличию детей в возрасте до 3 лет (в том числе до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет);

по основным социальным характеристикам:

имеющих в своем составе молодые семьи

имеющих в своем составе многодетные семьи

имеющих в своем составе неполные семьи

состоящих (только) из пенсионеров

состоящих (только) из инвалидов

имеющих в своем составе инвалидов всех возрастных групп (из них с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет)

в зависимости от социально-экономического положения главы домохозяйства, в том числе:

по уровню образования главы домохозяйства;

по отношению к занятости главы домохозяйства;

по статусу занятости главы домохозяйства (по месту основной работы);

по виду занятия главы домохозяйства (по месту основной работы);

по основному виду экономической деятельности организации - месту основной работы главы домохозяйства.

г) дефицит располагаемых ресурсов в малоимущих семьях, в том числе в расчете на семью и в расчете на члена семьи в субъекте Российской Федерации;

д) структура расходов на конечное потребление в малоимущих семьях;

е) выявленные факторы и причины бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);

ж) данные о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств).

Данные показатели и сведения анализируются за трехлетний период с обязательным формированием выводов о факторах и причинах бедности семей и одиноко проживающих граждан, периоде пребывания семьи в состоянии бедности, основных характеристиках групп наиболее незащищенных граждан с доходами ниже границы бедности, социальная поддержка которых является приоритетной.

4) Информация об имеющихся в регионе мерах социальной поддержки:

перечень мер социальной поддержки, их размеры, критерии предоставления, категории граждан, на которые они распространяются;

объем социальных выплат, в т.ч. по категориям;

численность и доля малоимущих граждан из общего числа малоимущих граждан, обращающихся за мерами социальной поддержки, периодичность обращения, размеры помощи;

сведения об охвате мерами социальной поддержки низкодоходных групп граждан, имеющих риски перехода в категорию малообеспеченных;

сведения о распоряжении средствами федерального и (или) регионального материнского (семейного) капитала;

доля малоимущих граждан из общего числа малоимущих, не получающих меры социальной поддержки;

численность лиц, вышедших из состояния бедности в связи с получением мер социальной поддержки.

Информацию об имеющихся в регионе мерах социальной поддержки рекомендуется формировать с учетом источников финансового обеспечения предоставления мер социальной поддержки.

Данные сведения анализируются за трехлетний период с обязательным формированием выводов о наиболее эффективных инструментах социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации.

5) Информация о практике применения социального контракта:

критерии и виды оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта;

мероприятия, осуществляемые в рамках социального контракта;

число заключенных социальных контрактов;

численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в том числе: проживающих в городской и сельской местностях; малоимущих семей (малоимущие одиноко проживающие граждане); семей с детьми до 3-х лет; семей с детьми до 18-ти лет; семей с детьми-инвалидами; семей с инвалидами с детства I группы; многодетных семей; неполных семей;

численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате заключения социального контракта, их доля в общей численности малоимущих граждан;

численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта;

численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта;

численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта;

среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта и по окончании срока действия социального контракта;

сведения о применении мер воздействия в отношении получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта в целях надлежащего исполнения ими обязанностей, предусмотренных социальным контрактом;

количество досрочно расторгнутых социальных контрактов;

численность граждан, повторно обратившихся за государственной социальной помощью после окончания срока действия социального контракта.

Данные сведения анализируются за двухлетний период с обязательным формированием выводов об эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта.