2. Определение сектора домашних хозяйств в СНС 2008 года, его роль в экономике

2. Определение сектора домашних хозяйств в СНС 2008 года,

его роль в экономике

Нормативной основой вопросов разграничения институциональных единиц по секторам экономики является Классификация институциональных секторов экономики, утвержденная приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) от 16 октября 2018 г. N 781-ст "О принятии и введении в действие Изменения 3/2018 ОКОПФ к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК028-2012".

В основу Классификации институциональных секторов экономики (КИСЭ), являющейся приложением к ОКОПФ, положены общие принципы, критерии и понятия СНС 2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.

КИСЭ является основой для проведения статистических наблюдений в разрезе институциональных секторов.

В соответствии с Классификацией выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации (S11), финансовые корпорации (S12), государственное управление (S13), домашние хозяйства (S14), некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (S15).

Домашние хозяйства - отдельный тип институциональных единиц - хозяйствующих единиц, которые обладают правом владеть активами и принимать обязательства и осуществлять операции от своего имени в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Домашние хозяйства представляют собой институциональные единицы, состоящие из одного лица или группы лиц, проживающих в одном и том же жилище, объединяющих частично или полностью свои доходы и имущество, потребляющих коллективно некоторые виды товаров и услуг, в основном, жилищные услуги и продукты питания. Каждое физическое лицо принадлежит только одному домашнему хозяйству.

Домашние хозяйства являются резидентами страны, в которой они находятся более года и с которой связан центр их экономических интересов.

К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, то есть лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и так далее.

Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров, работ и услуг, осуществляя экономическую деятельность в форме индивидуальных предпринимателей, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Производственная деятельность домашних хозяйств осуществляется в форме некорпорированных предприятий. Некорпорированные предприятия домашних хозяйств представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров, работ и услуг для продажи на рынке или собственного использования, однако могут включать и предприятия с большим количеством наемного персонала, занимающиеся любым видом экономической деятельности, входящим в границы производства.

Некорпорированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не имеют других признаков институциональных единиц. Деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств осуществляют индивидуальные предприниматели с привлечением наемных работников или без них, а также лица без статуса индивидуального предпринимателя, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Домашние хозяйства так же, как и юридические лица, принимают экономические решения, обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за свои решения. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некорпорированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета в полном объеме.

Кроме того, невозможно отделить активы, принадлежащие домашнему хозяйству в качестве производителя от активов, принадлежащих ему в качестве потребителя.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может состоять из одного лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются.

Домашняя прислуга, проживающая вместе с работодателями, рассматриваются как домашнее хозяйство, отдельное от домашнего хозяйства работодателей, даже если жилище и питание предоставляется ей в качестве натуральной оплаты труда.

Идентификация объектов АС ГС ОФСН кодом S14 КИСЭ осуществляется для коммерческой деятельности граждан в форме индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств; для деятельности граждан, не отнесенной к предпринимательству - в части адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Домашние хозяйства, кроме индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств, адвокатов и нотариусов в КИСЭ не отражаются. Показатели их экономической деятельности учитываются непосредственно в национальных счетах.

Алгоритмы формирования показателей сектора домашних хозяйств предусматривают консолидацию операций, то есть элиминирование тех операций, которые имеют место между двумя участниками операции, принадлежащими к сектору домашних хозяйств. В соответствии с СНС 2008 исключением являются такие показатели, как выпуск и промежуточное потребление, которые не консолидируются в рамках одного институционального сектора.

Показатели счетов домашних хозяйств связаны с определением экономических операций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами: производством неформального сектора и производством домашних хозяйств для собственного конечного использования.

Производство неформального сектора представляет собой производственную деятельность, осуществляемую некорпорированными предприятиями сектора домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и имеют рыночное производство (деятельность по реализации продукции на рынке, за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов)

Производство домашних хозяйств для собственного конечного использования представляет собой производственную деятельность, в результате которой домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги (например, сельское хозяйство и строительство).

В функции сектора домашних хозяйств включается также участие в производстве других институциональных секторов, в качестве работающих по найму.

Показатели сектора домашних хозяйств имеют существенное значение для макроэкономического анализа. Динамика располагаемого дохода, фактического конечного потребления домашних хозяйств характеризуют уровень жизни населения. Структура и динамика расходов домашних хозяйств на конечное потребление отражают тенденции потребительского спроса на товары и услуги. Конечное потребление и валовое накопление домашних хозяйств, а также добавленная стоимость, созданная этим сектором, являются элементами валового внутреннего продукта страны. Сбережение и чистое кредитование/заимствование характеризует инвестиционные ресурсы домашних хозяйств в экономике страны.

Показатель расходов домашних хозяйств на конечное потребление, являясь элементом ВВП, используется при проведении международных сопоставлений ВВП в Программах международных сопоставлений (ПМС ООН).