Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

VI. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом в вагонах-цистернах

VI. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом

в вагонах-цистернах

46. Перевозка сжиженных газов наливом производится в специальных вагонах-цистернах согласно Алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозок опасных грузов. Каждый вагон-цистерна предназначен для перевозки только определенного газа либо группы газов, схожих по своим физико-химическим свойствам.

Газы, сжиженные методом глубокого охлаждения (кислород, аргон, азот и другие), могут перевозиться под нормальным или избыточным давлением, в зависимости от требований, изложенных в отраслевых нормах и правилах транспортирования и хранения данных веществ. Часть сжиженного газа за время перевозки испаряется, поэтому при перевозке под нормальным давлением устройство отвода из вагона-цистерны испаряющегося газа (газосброс) должно быть всегда открыто. При перевозке под избыточным давлением (с закрытым газосбросом) должно учитываться время выдерживания охлажденного сжиженного газа, необходимое для запланированной перевозки, включая любые задержки, которые могут иметь место в пути следования <19(2)>.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<19(2)> Абзац второй пункта 4.1.1 Правил перевозок жидких грузов.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

Газы, сжиженные методом повышения давления, перевозятся в вагонах-цистернах под избыточным давлением.

При эксплуатации вагонов-цистерн, используемых для перевозки газов, должно быть обеспечено выполнение требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536 <19(3)> (далее - Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением).

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<19(3)> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2020 г., регистрационный N 61998. В соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536 данный акт действует до 1 января 2027 г.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

Вагоны-цистерны, используемые для перевозки газов под избыточным давлением более 0,05 МПа или перевозки жидкостей под давлением из паров или инертных газов более 0,05 МПа, должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 2 августа 2011 г.) <20>, действие которых распространяются на данные вагоны-цистерны.

--------------------------------

<20> С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 859 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 12 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2013 г. N 285 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 7 декабря 2013 г.), от 3 февраля 2015 г. N 11 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 7 июня 2016 г. N 62 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 8 июня 2016 г.), от 14 июня 2016 г. N 75 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 20 июня 2016 г.), от 14 марта 2017 г. N 29 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 15 марта 2017 г.), от 7 февраля 2018 г. N 23 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.) и от 7 февраля 2018 г. N 24 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.).

47. Наружная поверхность вагонов-цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла с обеих сторон по средней линии котла наносится полоса шириной 300 мм. На котле вагона-цистерны должны быть нанесены следующие трафареты:

47.1. Наименование груза в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.

47.2. Трафарет "С горки не спускать".

47.3. Знаки опасности, предусмотренные Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.

47.4. Наименование собственника вагона-цистерны.

47.5. Наименование железнодорожной станции приписки и железной дороги, утвержденные приказом Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 35 "Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2006 г., регистрационный N 7742) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 18 июля 2017 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России от 8 августа 2017 г., регистрационный N 47711).

48. На вагонах-цистернах для перевозки сжиженных газов под нормальным давлением у места свободного выхода газа должна быть нанесена надпись: "Газосброс не закрывать".

49. Перед наполнением вагонов-цистерн газами грузоотправитель должен провести осмотр наружной поверхности, проверить исправность и герметичность арматуры, наличие остаточного давления и соответствие газа назначению вагона-цистерны.

Результаты осмотра вагонов-цистерн и вывод относительно возможности их наполнения регистрируются грузоотправителем в журнале осмотра вагонов-цистерн.

50. Не допускается наполнять вагоны-цистерны газом, если:

50.1. Закончился срок очередного технического освидетельствования котла и арматуры.

50.2. Отсутствует или неисправна арматура и контрольно-измерительные приборы.

50.3. Отличительная окраска, надписи, трафареты или маркировка не соответствуют наливаемому газу.

50.4. Вагон-цистерна не предназначен для перевозки данного газа.

51. Наполнение вагонов-цистерн сжиженными газами должно соответствовать нормам, установленным пунктом 4.1.9 Правил перевозок жидких грузов.

52. После наполнения вагонов-цистерн сжиженным газом, оборудованных арматурным шкафом, дверь шкафа должна быть закрыта на ключ и опломбирована пломбой грузоотправителя. Наружные двери арматурного тамбура опломбируются грузоотправителем ЗПУ.

53. Вагоны-цистерны, загруженные хлором и этиленом, перевозятся только в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя или грузополучателя.

54. В случае обнаружения неисправности вагона-цистерны, из-за которой невозможно дальнейшее его следование, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда и перемещается на специально выделенный железнодорожный путь станции. При наличии уполномоченного лица вагон-цистерна должен находиться под его наблюдением. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним уполномоченным лицом, то от грузового поезда отцепляется вся группа вагонов. При неисправности котла вагона-цистерны перевозчик уведомляет любыми доступными средствами связи грузоотправителя о характере неисправности. В зависимости от характера повреждения вагона-цистерны грузоотправитель обязан направить на станцию отцепки соответствующий порожний вагон-цистерну для перелива груза.

55. Грузополучатель обязан полностью слить сжиженный газ из вагона-цистерны. Избыточное давление в котле после слива сжиженных газов должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.

В накладной на порожний вагон-цистерну грузополучатель должен указать: "Цистерна слита полностью. Давление в котле ____ Мпа". В верхней части накладной грузополучатель проставляет штемпели, предусмотренные для груженых вагонов-цистерн. Такие же штемпели проставляются станцией в вагонном листе <20(1)>.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<20(1)> Пункт 4.1.16 Правил перевозок жидких грузов.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

56. При возврате вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом, в порожнем состоянии грузополучателем закрываются и опломбируются двери арматурного шкафа и наружные двери в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам для груженых вагонов-цистерн.

57. Винил перевозится в специальных вагонах-цистернах, оснащенных системой пожаротушения.

Грузоотправитель (грузополучатель) должен укомплектовать эти вагоны-цистерны принадлежностями, приспособлениями, инструментами и материалом для их ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, а также оборудованием, обеспечивающим аварийный газосброс, петардами и переносными сигналами ограждения мест препятствия для движения.

Налив и слив вагонов-цистерн производятся на путях необщего пользования средствами грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель обязан слить вагон-цистерну полностью. Давление в вагоне-цистерне после слива винила должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.

Вагоны-цистерны для перевозки винила как в груженом, так и в порожнем состоянии следуют в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя). Количество уполномоченных лиц для сопровождения вагонов-цистерн определяется грузоотправителем (грузополучателем).

Вагоны-цистерны перевозятся с закрытым газосбросом. Сброс давления в вагоне-цистерне осуществляется по мере необходимости во время стоянки уполномоченными лицами, сопровождающими вагон-цистерну. При необходимости перелива винила грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить порожний вагон-цистерну, подготовленный под налив винила, и средства для обеспечения перелива винила.

Работы по переливу винила из неисправного вагона-цистерны в исправный вагон-цистерну выполняются сопровождающими вагон-цистерну уполномоченными лицами с соблюдением мер безопасности.

58. Вагоны-цистерны, подаваемые для подготовки под налив нефтепродуктов, которые соответствуют требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, определяющих процедуру маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливается грузоотправителем анализом остатка из вагона-цистерны.

59. Использовать вагоны-цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если вагоны-цистерны не имеют сопроводительных документов, не допускается.

60. Метанол перевозится в специальных вагонах-цистернах, оборудованных предохранительным кожухом над крышкой люка, без нижнего сливного прибора.

Перевозка метанола в других вагонах-цистернах, а также использование вагонов-цистерн для метанола не по назначению запрещается.

Перевозка метанола осуществляется под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,01 до 0,03 МПа. В этом случае цистерны оборудуются манометром и запорной арматурой.

61. Вагоны-цистерны, загруженные метанолом без наличия слоя инертного газа (азота), перевозятся железнодорожным транспортом с охраной груза в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденными приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. N 70 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2019 г., регистрационный N 54411).

Перевозка вагонов-цистерн, загруженных метанолом, неочищенных в порожнем состоянии под слоем инертного газа (азота), осуществляется в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя).

62. Котел вагона-цистерны для перевозки метанола окрашивается в желтый цвет (броневой лист - в черный цвет). По осевой линии вдоль цилиндрической части котла с обеих сторон наносится черная полоса шириной 500 мм. С правой стороны цилиндрической части котла с обеих сторон на расстоянии 50 мм левее хомута в черной полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники шириной, равной ширине черной полосы (500 мм), и длиной, необходимой для размещения надписи: "Метанол". Указанные прямоугольники окрашиваются в белый цвет. Такие же прямоугольники наносятся в средней части обоих днищ под горизонтальной осью. Высота букв 150 мм. Справа от этой надписи наносятся знаки опасности по образцам N 3, 6.1 приложения N 6 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам. Все надписи наносятся черной краской.

63. После окончания налива метанола грузоотправитель обязан:

63.1. Установить под крышкой люка прокладку.

63.2. Закрыть крышку люка, закрепить ее болтами.

63.3. Закрыть предохранительный кожух, укрепить его проволочной закруткой и опломбировать ЗПУ.

64. На порожние вагоны-цистерны после слива метанола оформляется полный комплект перевозочных документов с внесением всех записей об опасности груза, как и для груженых метанолом вагонов-цистерн.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<21> Сноска исключена с 1 сентября 2023 года. - Приказ Минтранса России от 02.03.2023 N 66.

(см. текст в предыдущей редакции)

В графе "Наименование груза" накладной должно быть указано: "Порожний вагон-цистерна", за которым должны следовать слова "последний груз" с внесением всех сведений об опасности метанола.

65. При перевозке груженых и порожних неочищенных из-под перевозки

метанола вагонов-цистерн под слоем инертного газа (азота) в накладной после

наименования груза грузоотправителем производится отметка: "Перевозится под

избыточным давлением инертного газа (азота) _________________________ МПа".

(указывается показатель давления)

66. Вагон-цистерна с метанолом должен находиться под непрерывной охраной:

на железнодорожной станции отправления - с момента приема вагона-цистерны от грузоотправителя;

на всем пути следования;

на железнодорожной станции назначения - до момента сдачи груженого вагона-цистерны грузополучателю.

67. По прибытии вагона-цистерны с метанолом на железнодорожную станцию назначения грузополучатель обязан:

67.1. Принять вагон-цистерну с метанолом под охрану с момента передачи его от перевозчика.

67.2. Слить груз из вагона-цистерны полностью, заполнить вагон-цистерну азотом (если метанол перевозился под избыточным давлением инертного газа) или промыть котел водой до полного удаления метанола. Вода после промывки должна быть удалена из котла полностью.

При перевозке порожних очищенных вагонов-цистерн из-под метанола грузоотправителем в накладной проставляется отметка: "Метанол слит, вагон-цистерна промыт, промывная вода удалена полностью", которая подтверждается его подписью;

67.3. Закрыть крышку люка, закрыть предохранительный кожух, закрепить его закруткой и опломбировать ЗПУ.

68. Сероуглерод перевозится в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом. Котлы вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки сероуглерода, должны быть окрашены в серый цвет и иметь оранжевые полосы в соответствии с приложением N 5 к Правилам перевозок жидких грузов.

В правой части котла с обеих сторон слева от хомута в оранжевой полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники и окрашенные в белый цвет. Их длина должна быть необходимой для размещения надписи "Сероуглерод", высота букв 150 мм.

Прямоугольники с аналогичной надписью наносятся в средней части днищ котла под горизонтальной осью.

69. При наливе сероуглерода в теплое время года (с 1 апреля по 1 октября) в вагон-цистерну дополнительно заливается вода в количестве 5% от объема груза. Общая масса сероуглерода с водой не должна превышать трафаретную грузоподъемность вагона-цистерны. Количество налитой воды указывается отправителем в накладной в графе "Наименование груза". После полного слива сероуглерода в теплое время года грузополучатель обязан налить в вагон-цистерну воду высотой слоя 30 - 50 мм.

70. Перевозка сероуглерода осуществляется под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,01 до 0,03 МПа. Вагоны-цистерны должны быть оборудованы манометром, запорной арматурой и заполнены на 90% вместимости <22>.

--------------------------------

<22> Пункт 4.2.4.3 Правил перевозок жидких грузов.

Величина избыточного давления указывается грузоотправителем записью в

накладной после наименования груза: "Перевозится под избыточным давлением

инертного газа (азота) _________________________________ МПа".

(указывается показатель давления)

71. Легковоспламеняющиеся жидкости, имеющие температуру кипения 35 °C и ниже, должны перевозиться в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением и имеющих теневую защиту.

Сливоналивное устройство и предохранительный клапан должны быть смонтированы на крышке люка и закрыты предохранительным колпаком, имеющим приспособление для пломбирования ЗПУ.

72. Пероксид водорода, водный раствор концентрации свыше 60%, стабилизированный, перевозится в вагонах-цистернах из алюминиевых сплавов, рассчитанных на избыточное давление, в сопровождении уполномоченного лица грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны-цистерны должны иметь предохранительные клапаны, расположенные в верхней части котла, предотвращающие образование внутри котла избыточного давления, утечку жидкости, а также исключающие возможность попадания инородных веществ внутрь котла.

Перевозка груза осуществляется в составе специальной технологической секции (группы вагонов) <23>, состоящей из:

--------------------------------

<23> Пункт 4.4.1 Правил перевозок жидких грузов.

а) вагона-цистерны с водой (в холодный период с теплоизоляцией) из расчета не менее одного вагона-цистерны на каждые 3 вагона-цистерны с водорода пероксидом;

б) крытого вагона, в котором размещается бригада сопровождения, а также техническое оборудование и имущество;

в) груженого водорода пероксидом вагона-цистерны и аналогичного порожнего вагона-цистерны, рассчитанного на перевозку грузов под давлением.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.03.2023 N 66)

(см. текст в предыдущей редакции)

В качестве прикрытия вагона, в котором размещается бригада сопровождения от вагона-цистерны, груженного пероксидом водорода, используются вагоны-цистерны, заполненные водой, и порожний вагон-цистерна.

Указанные технологические секции формируются грузоотправителем. Включать в состав секции вагоны, не относящиеся к ней, не допускается.

В перевозочных документах дополнительно к штемпелям, предусмотренным Алфавитным указателем опасных грузов, проставляется штемпель "Секция. Не расцеплять".

73. Перевозка органических пероксидов класса 5.2 в вагонах-цистернах запрещена <24>.

--------------------------------

<24> Пункт 4.4.2 Правил перевозок жидких грузов.

74. Ядовитые (токсичные) грузы класса 6.1 или грузы, имеющие дополнительную опасность класса 6.1 перевозятся в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом, если в Алфавитном указателе опасных грузов не указано иное <25>.

--------------------------------

<25> Пункт 4.5.1 Правил перевозок жидких грузов.

75. Жидкость этиловая перевозится в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на избыточное рабочее давление 0,5 МПа, соответствующих требованиям Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением.

Использование данных вагонов-цистерн для перевозки других грузов, а также налив этиловой жидкости в другие вагоны-цистерны запрещается.

Указанный вагон-цистерна должен быть оборудован кожухом теневой защиты, предохранительным кожухом, закрывающим колпак вагона-цистерны, и приспособлением для хранения аварийного запаса средств нейтрализации (керосина, хлорной извести, обтирочного материала).

Наружная поверхность котла вагона-цистерны для этиловой жидкости должна быть окрашена серебристой краской, а нижняя часть - черной краской на высоту 250 мм. Вдоль котла вагона-цистерны с обеих сторон наносится отличительная полоса в соответствии с приложением N 5 к Правилам перевозок жидких грузов.

В средней части котла на обеих сторонах должен быть нанесен трафарет: "Жидкость этиловая".

С правой стороны трафарет: "С горки не спускать", с левой стороны котла

и на торцевых днищах: "Срочный возврат на ст. ___________________________".

(указываются станция

и железная дорога)

76. Заполнение вагонов-цистерн этиловой жидкостью производится в пределах грузоподъемности, но не более 95% вместимости котла.

77. После налива этиловой жидкости грузоотправитель обязан:

77.1. Обработать части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью средствами нейтрализации.

77.2. Герметично закрыть все вентили, опломбировать вагон-цистерну ЗПУ.

78. При обнаружении в пути следования неисправности, из-за которой следование вагона-цистерны с этиловой жидкостью до станции назначения невозможно, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда, отводится на отдельный железнодорожный путь согласно ТРА станции.

В случае течи груза у места течи должна быть немедленно поставлена емкость для сбора жидкости и предотвращения попадания ее на землю.

Места, облитые этиловой жидкостью, нейтрализуются хлорной известью.

79. Грузополучатель обязан слить этиловую жидкость из вагона-цистерны полностью без остатка, после слива дважды промыть котел чистым бензином, удалить его из котла и заполнить вагон-цистерну азотом под давлением 0,1 МПа, герметично закрыть все вентили и опломбировать колпак вагона-цистерны ЗПУ.

Грузополучатель обязан обработать арматуру и наружные части котла, а также раму и ходовые части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью при сливе, средствами нейтрализации.

Полнота слива, тщательность промывки, заполнение вагона-цистерны азотом и герметичное закрытие всех вентилей производится грузополучателем. О выполнении указанных работ грузополучателем в уведомлении о завершении грузовой операции указывается: "Вагон-цистерна слит полностью, промыт, заполнен азотом и герметично закрыт".

80. Грузы класса 8 (кислоты, щелочи) или имеющие дополнительную опасность класса 8 перевозятся в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом, если в Алфавитном указателе опасных грузов Правил перевозок опасных грузов не указано иное.