О реализации Закона о социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей

В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 568-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 568-ФЗ) по направлению реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) формируется государственный (муниципальный) социальный заказ на 2023 - 2024 годы.

В соответствии с частью 2.2 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ, введенной Федеральным законом N 568-ФЗ, положения о формировании и использовании социального заказа распространяются на все субъекты Российской Федерации, реализующие мероприятия Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Минпросвещения России от 4 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (далее - Целевая модель), независимо от года внедрения Целевой модели.

При этом, внедрение Целевой модели подразумевает, что организация реализации программ дополнительного образования осуществляется в регионе с 2023 года или ранее. Также необходимо учитывать, что условия реализации социального заказа наиболее подходят для реализации дополнительных общеразвивающих программ.

В соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ применительно к системе дополнительного образования детей вводятся два способа реализации социального заказа - через исполнение государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями (неконкурентный способ отбора исполнителей услуг) и выбор потребителем исполнителя услуг с помощью социального сертификата (конкурентный способ).

Подходы к реализации социального сертификата во многом синхронизированы с подходами реализации общеразвивающих дополнительных программ в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Социальный заказ устанавливает качественные и количественные показатели, допустимые (возможные) отклонения от этих показателей, а также категории потребителей, и включает весь объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а применение социального сертификата (как способа организации реализации дополнительных общеобразовательных программ) определяется в социальном заказе в отношении услуг, поименованных в решении соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятом в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ.

В целях финансового обеспечения исполнения социального заказа применяются следующие элементы кода видов расходов классификации расходов бюджетов, предусмотренные приказом Минфина России от 24 мая 2022 г. N 82н "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения": 614, 615, 624, 625, 635, 816.

Расходы регионального (местного) бюджета на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания в отношении государственных (муниципальных) услуг, включенных в государственный (муниципальный) социальный заказ, подлежат отражению по элементам кода видов расходов классификации расходов бюджетов 614 и 624.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ, в случае если исполнителем по социальному сертификату является государственное (муниципальное) учреждение, созданное публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, такому учреждению формируется (увеличивается) государственное (муниципальное) задание в объеме предъявляемых (предъявленных) сертификатов.

В случае если исполнителем по социальному сертификату является государственное (муниципальное) учреждение, созданное иным публично-правовым образованием, расходы бюджета на предоставление субсидий в целях оплаты соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом (далее - Соглашение), заключенного с указанными учреждениями, подлежат отражению по элементам кода видов расходов классификации расходов бюджетов 615 и 625.

В случае если исполнителем по социальному сертификату является организация, не являющаяся государственным (муниципальным) учреждением, расходы бюджета на предоставление субсидий в целях оплаты Соглашений, заключенных с такой организацией, подлежат отражению по элементам кода видов расходов классификации расходов бюджетов 635 и 816 соответственно в зависимости от организационно-правовой формы организации.

При этом вне зависимости от организационно-правовой формы исполнителя услуг расчет размера субсидии осуществляется с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, определенных в порядке, установленном для определения объема финансового обеспечения государственного задания, с соблюдением общих требований, установленных Минпросвещения России, которые не могут быть ниже нормативных затрат на оказание такой услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

В случае если законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) (далее - закон (решение) о бюджете) бюджетные ассигнования предусмотрены с детализацией до подгруппы и элемента кода видов расходов классификации расходов бюджетов, потребуется внести изменения в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, муниципальный правовой акт представительного органа муниципальных образований о местном бюджете в соответствии с графиком внесения таких изменений. В случае если законом (решением) о бюджете не предусмотрена детализация утверждаемых бюджетных ассигнований до подгруппы и элемента кода видов расходов классификации расходов бюджетов, но она предусмотрена сводной бюджетной росписью - потребуется внести изменения в сводную бюджетную роспись.

В случае если по результатам предъявления социальных сертификатов требуется перераспределить бюджетные ассигнования между видами расходов, соответствующие изменения могут быть внесены в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с абзацем 6 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

Кроме того, пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность установить в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете), дополнительные основания для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете и могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в закон (решение) о бюджете.