Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.4.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

D/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление обучающихся с нарушениями зрения, испытывающих трудности в обучении, для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Планирование и проведение тифлопедагогического обследования обучающихся с нарушениями зрения с учетом возраста и особых образовательных потребностей

Составление заключения по результатам тифлопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями зрения и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями зрения, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями зрения

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями зрения

Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства тифлопедагогического обследования обучающихся с нарушениями зрения

Подбирать и применять методики выявления особенностей зрительного восприятия и общего развития обучающихся с нарушением зрения

Адаптировать стимульный материал с учетом специфики зрительного восприятия обучающихся с нарушениями зрения

Проводить тифлопедагогическое обследование обучающихся с нарушениями зрения

Анализировать документацию обучающихся с нарушениями зрения, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Подбирать, адаптировать и предъявлять стимульный материал для проведения диагностического обследования обучающихся с нарушением зрения в соответствии с требованиями к проведению тифлопедагогического обследования

Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями зрения, выбору и использованию вспомогательных тифлотехнических средств и ассистивных технологий

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания в процессе педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения

Разрабатывать с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями зрения

Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушения зрений, пропедевтики поведенческих нарушений

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики прогрессирования нарушений зрения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями зрения

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями зрения и специалистов

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями зрения и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями зрения

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях зрения

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях зрения

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения; основы патологии органа зрения

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями зрения в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения с учетом варианта развития и индивидуально-типологических особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями зрения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)

Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса; приемы безопасного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения

Тифлотехнические средства и ассистивные технологии для обучающихся с нарушением зрения

Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями зрения

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога), конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения

Другие характеристики

-