Исполнение обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений

Исполнение обязанности по аудиту консолидированной

финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием

отдельных сведений <1>

--------------------------------

<1> О раскрытии консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений см. ОП 18-2023.

1. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) годовая консолидированная финансовая отчетность <2> организации подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности представляется и раскрывается вместе с этой отчетностью. При этом согласно части 8 статьи 7 Федерального закона N 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации (далее - "чувствительная" информация), раскрывается в части, не содержащей указанных сведений <3>.

--------------------------------

<2> А также финансовая отчетность организаций, не создающих группу.

<3> Особенности регулирования вопроса раскрытия консолидированной финансовой отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями установлены решениями Совета директоров Банка России соответственно от 29 декабря и 23 декабря 2022 г.

2. В случаях, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона N 208-ФЗ, организация, обязанная составлять консолидированную финансовую отчетность в силу части 1 статьи 2 этого Федерального закона, организация, обязанная составлять, и (или) представлять, и (или) раскрывать консолидированную финансовую отчетность в силу иных федеральных законов, а также организация, учредительными документами которой предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, не освобождены от обязанности обеспечить проведение аудита консолидированной финансовой отчетности, содержащей, среди прочего, сведения, составляющие государственную тайну, и (или) "чувствительную" информацию (далее - полная консолидированная финансовая отчетность).

2.1. Исходя из Международного стандарта аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" <4> (далее - МСА 700 (пересмотренный), к аудиторскому заключению о полной консолидированной финансовой отчетности должна прилагаться именно эта проаудированная отчетность.

--------------------------------

<4> Здесь и далее указаны международные стандарты аудита, введенные в действие для применения в Российской Федерации приказами Минфина России от 9 января 2019 г. N 2н, от 30 декабря 2020 г. N 335н, от 27 октября 2021 г. N 163н, от 9 ноября 2021 г. N 172н.

Поскольку МСФО реализуют "концепцию достоверного представления", аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности, составленное в соответствии с МСА 700 (пересмотренный), содержит мнение о достоверности этой отчетности в целом, предполагающее, в том числе полноту раскрытой информации. Следовательно, исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и МСА 700 (пересмотренный):

а) к аудиторскому заключению о полной консолидированной финансовой отчетности не может быть приложена консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений, в том числе раскрываемая консолидированная финансовая отчетность <5>;

--------------------------------

<5> О раскрываемой консолидированной финансовой отчетности см. ОП 18-2023.

б) аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности не может быть представлено и (или) раскрыто вместе с консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений, в том числе раскрываемой консолидированной финансовой отчетности.

2.2. Если аудиторской организации становится известно о факте представления и (или) раскрытия аудируемым лицом консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений вместе с аудиторским заключением о полной консолидированной финансовой отчетности, аудиторской организации необходимо провести оценку существенности влияния факта изъятия отдельных сведений из полной консолидированной финансовой отчетности на понимание предполагаемыми пользователями информации, раскрытой в полной консолидированной финансовой отчетности, и аудиторского заключения о ней. При необходимости аудиторская организация должна также выполнить дополнительные процедуры, предусмотренные Международным стандартом аудита 560 "События после отчетной даты" (раздел "Факты, которые стали известны аудитору после выпуска финансовой отчетности"), в том числе обсудить факт изъятия сведений с руководством аудируемого лица и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Кроме того, аудиторская организация должна установить, требуется ли внести изменения в консолидированную финансовую отчетность с изъятием отдельных сведений либо в аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности.

Аудиторская организация также обязана предпринять надлежащие действия для того, чтобы не допустить ненадлежащего использования аудиторского заключения о полной консолидированной финансовой отчетности. Ненадлежащее использование аудиторского заключения о полной консолидированной финансовой отчетности включает, среди прочего, его представление и (или) раскрытие вместе с консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений, если такое изъятие может оказать существенное влияние на понимание предполагаемыми пользователями информации, раскрытой в полной консолидированной финансовой отчетности, и аудиторского заключения о ней. В этой ситуации надлежащим действием аудиторской организации может стать требование исключить аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности из комплекта представленной и (или) раскрытой консолидированной финансовой отчетностью с изъятием отдельных сведений.