1. Формирование единого каталога услуг и мер поддержки в сфере внешнеторговой деятельности, предоставляемых на федеральном и региональном уровнях, и совершенствование использования государственных информационных систем для доступа к услугам в сфере внешнеторговой деятельности

1. Формирование единого каталога услуг и мер

поддержки в сфере внешнеторговой деятельности,

предоставляемых на федеральном и региональном уровнях,

и совершенствование использования государственных

информационных систем для доступа к услугам

в сфере внешнеторговой деятельности

В настоящее время значительное число услуг в сфере внешнеторговой деятельности реализуется в электронной форме на разных порталах и сайтах органов государственной власти, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал). В субъектах Российской Федерации созданы и функционируют региональные центры поддержки экспорта, которые предоставляют услуги в сфере внешнеторговой деятельности экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить, что электронные каналы доступа к услугам в сфере внешнеторговой деятельности в настоящее время используют различные системы навигации и визуально-графическое исполнение, а также разнородный набор сервисных возможностей, что усложняет процесс получения указанных услуг.

Кроме того, отсутствует единый полный перечень услуг в сфере внешнеэкономической деятельности, информация о них в той или иной степени содержится на разных информационных ресурсах (официальные сайты органов государственной власти, единый портал, коммерческие информационные ресурсы), что ведет к низкой осведомленности бизнеса об условиях осуществления внешнеторговых операций и существующих государственных мерах поддержки в сфере внешнеторговой деятельности.

Такой разброс сведений приводит к необходимости сбора статистической отчетности об услугах в сфере внешнеторговой деятельности по всем органам государственной власти и организациям, в том числе из-за отсутствия взаимосвязи между информационными системами. Вместе с тем общая информация о востребованности услуг в сфере внешнеторговой деятельности актуальна и для органов государственной власти.

Представляется важным и актуальным разработать единый каталог услуг, востребованных участниками внешнеторговой деятельности при импортных и экспортных поставках товаров, а также в прогнозируемой перспективе проработать формирование нормативно-правовой базы по определению концептуальных основ функционирования национального механизма "единого окна" в Российской Федерации, в том числе с наделением акционерного общества "Российский экспортный центр" соответствующими полномочиями.

В целях повышения удобства и сокращения времени взаимодействия участника внешнеторговой деятельности с органами государственной власти и организациями необходимо обеспечить возможность поиска и получения информации об условиях получения всех услуг и сервисов в целях осуществления экспортной и импортной деятельности посредством системы "Одно окно" как единого навигатора в сфере внешнеторговой деятельности вне зависимости от того, какой орган власти (организация) предоставляет услугу или сервис.

При развитии и эксплуатации государственных информационных систем в рамках предоставления государственных услуг в сфере внешнеторговой деятельности важно предусмотреть следующие подходы:

для услуг в сфере внешнеторговой деятельности, обязанность предоставления которых в электронной форме с использованием единого портала и (или) информационных систем органов государственной власти не предусмотрена законодательством Российской Федерации, - обеспечение возможности их предоставления с использованием системы "Одно окно" при условии востребованности таких услуг для осуществления внешнеторговой деятельности;

для услуг в сфере внешнеторговой деятельности, которые реализованы с возможностью подачи электронных заявлений с использованием единого портала и (или) информационных систем органов государственной власти и одновременно доступ к которым предоставляется с использованием системы "Одно окно", при необходимости актуализации каналов доступа к услугам в указанных информационных ресурсах - осуществление постепенного перевода взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти при получении услуг посредством системы "Одно окно". При этом доступ к услугам (функциям) в сфере внешнеторговой деятельности обеспечивается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи на основании принципов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 65 "О порядке функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности";

для услуг в сфере внешнеторговой деятельности, в отношении которых наблюдается незначительное количество обращений, в целях стимулирования соответствующих экспортных операций в системе "Одно окно" - отображение интерактивной формы заявления с реализацией подачи необходимых документов (сведений) или обеспечение актуального описания услуги, в том числе о способе и условиях ее получения.

В целях сохранения возможности взаимодействия посредством единого портала при получении ранее реализованных и востребованных бизнесом услуг предусматриваются направление заявления получателей услуг из единого портала в систему "Одно окно" в целях его рассмотрения и принятия решения, информирование заявителей о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием единого портала, а также направление решения по результатам рассмотрения заявления в личный кабинет заявителя на едином портале, что позволит обеспечить исключение дублирования расходов за счет средств федерального бюджета в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Предлагаемые решения позволят обеспечить необходимую реализацию положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" в части организации процессов предоставления услуг в сфере внешнеторговой деятельности посредством системы "Одно окно", что обеспечит более эффективное расходование средств федерального бюджета на мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе путем оптимизации процессов взаимодействия информационных систем органов государственной власти при предоставлении государственных услуг, а также организации единой точки входа для пользователя, целью которого является получение государственных услуг в сфере внешнеторговой деятельности.

При этом в рамках функционирования единого каталога услуг в части информирования о мерах государственной поддержки в сфере внешнеторговой деятельности и об условиях доступа к ним будет обеспечиваться взаимодействие между государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" и системой "Одно окно" для обмена соответствующими сведениями.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей будет реализована возможность авторизации в системе "Одно окно" посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием учетной записи участника внешнеэкономической деятельности на едином портале для получения услуг посредством системы "Одно окно".

При этом в едином каталоге услуг должна отражаться информация обо всех услугах в сфере внешнеэкономической деятельности независимо от способа предоставления услуги и органа государственной власти или организации, ее предоставляющего.

Для наполнения единого каталога услуг, включающего государственные услуги (функции), предполагается использовать актуальную информацию из федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и единого портала при ее наличии в указанных информационных системах.

Проектирование цифровых каналов доступа к услугам и их описание требуют приведения их к унифицированному стандарту.

Формирование на специализированной платформе "Мой экспорт" единого унифицированного каталога услуг в сфере внешнеэкономической деятельности в совокупности с мерами по увеличению количества пользователей системы "Одно окно" позволит повысить степень информированности о порядке и условиях получения услуг и востребованности их получения в электронной форме.

По мере развития функционала системы "Одно окно" формируемый единый каталог услуг будет пополняться функционалом подачи заявок на их предоставление, то есть пользователь системы получит возможность инициировать клиентский путь получения соответствующих услуг и мер поддержки непосредственно из единого каталога услуг. По завершении данной работы единый каталог услуг трансформируется в единую витрину доступа к услугам в сфере внешнеторговой деятельности.

При этом наиболее востребованные и значимые услуги и меры поддержки в сфере внешнеторговой деятельности предлагается автоматизировать путем создания полноформатных цифровых сервисов системы "Одно окно", предусматривающих цифровую трансформацию бизнес-процессов и алгоритмов их предоставления.

С учетом изложенного в целях обеспечения единой точки доступа (актуальной информации) ко всем услугам в сфере внешнеторговой деятельности в системе "Одно окно" осуществляются следующие мероприятия:

на первом этапе:

формирование единого каталога услуг, получение которых является необходимым (в соответствующих жизненных ситуациях) для организации и ведения внешнеторговой деятельности в части экспортных и импортных операций;

обеспечение наполнения единого каталога услуг информацией об услугах и мерах поддержки в сфере внешнеторговой деятельности, включая информацию об условиях доступа к данным услугам и мерам, в том числе квалификационные требования, порядок получения услуг и мер поддержки, нормативные сроки их оказания, а также иной информацией, существенной для получения услуг и мер поддержки;

утверждение порядка разработки и размещения в системе "Одно окно" интерактивных форм заявлений (обращений, сообщений), необходимых для доступа к услугам и мерам поддержки в сфере внешнеторговой деятельности посредством системы "Одно окно";

определение очередности размещения цифровых каналов доступа к услугам и мерам поддержки в сфере внешнеторговой деятельности с использованием единого каталога услуг, а также определение услуг и мер поддержки в сфере внешнеторговой деятельности, подлежащих трансформации в автоматизированные сервисы системы "Одно окно";

на втором этапе:

разработка и внедрение интерактивных форм подачи заявлений о предоставлении услуг в сфере внешнеторговой деятельности посредством системы "Одно окно" согласно утвержденной очередности. При этом по мере реализации взаимодействия в электронной форме при предоставлении услуг посредством системы "Одно окно", а также при обеспечении внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления указанных услуг, соответствующий функционал ведомственных информационных систем (порталов) в части доступа к услуге (интерактивной формы подачи заявлений) исключается и выводится из эксплуатации;

обеспечение межведомственного обмена информацией (документами, сведениями), необходимой для предоставления услуг (исполнения функций) в сфере внешнеторговой деятельности без участия заявителя (за исключением документов личного хранения), с использованием системы "Одно окно" (в рамках цифровой трансформации соответствующих услуг и мер поддержки).