I. Общие положения

А. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона при проведении конкурса не допускается:

создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;

участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;

осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется или может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;

необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

Б. Установленные пунктом 1 статьи 9 Закона ограничения, связанные с проведением конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления, дают возможность антимонопольному органу осуществлять в пределах своей компетенции государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при проведении указанных конкурсов.

В отличие от Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Федеральный закон), в статье 14 которого установлен порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, в Законе не закреплены требования к порядку проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, нужд местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ, пунктом 2 статьи 9 Закона антимонопольный орган вправе обратиться в суд для признания конкурса, в ходе которого были нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона, недействительным.

Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Таким образом, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона последствия в случае нарушения требований пункта 1 статьи 9 Закона должны стать эффективным способом воздействия антимонопольного органа на нарушителей установленных Законом требований к его проведению.

В. Общие положения, касающиеся порядка организации и проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (для федеральных органов исполнительной власти), Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305).

В связи с тем, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие общий порядок проведения конкурсов по выбору организации-поставщика (исполнителя) по договору поставки для государственных нужд (нужд местного самоуправления), МАП России рекомендует территориальным управлениям предлагать государственным заказчикам - организаторам конкурса согласовывать с антимонопольным органом порядок проведения каждого конкурса, результатом которого должно стать определение поставщика (исполнителя), предложившего лучшие условия по договору поставки товаров для государственных нужд (нужд местного самоуправления) и в связи с этим выигравшего конкурс.

Вместе с тем территориальное управление вправе самостоятельно определять необходимость такового согласования в каждом конкретном случае.

Г. В соответствии с пунктом 2 статьи 447 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", третьим абзацем пункта 2 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Положение), организатор конкурса вправе передать на договорной основе часть функций организатора конкурса юридическому лицу - специализированной организации, при этом последняя может выступать как от имени организатора конкурса, так и от своего имени.

МАП России обращает внимание территориальных управлений на то, что специализированность организации может, в частности, подтверждаться указанием в ее учредительных документах на то, что организация проведения конкурсов является основным (одним из основных) видом деятельности юридического лица.

При этом пункты 1 - 3 раздела II настоящих разъяснений в зависимости от условий гражданско-правового договора, заключенного между организатором конкурса и юридическим лицом - специализированной организацией, могут распространяться не только на организатора конкурса, но и на юридическое лицо - специализированную организацию, осуществляющую часть функций организатора конкурса в соответствии с таким гражданско-правовым договором.

Правила статьи 9 Закона распространяются как на государственного заказчика - организатора конкурса, так и на указанное юридическое лицо - специализированную организацию, осуществляющую на договорной основе часть функций организатора конкурса.

Так, в частности, во избежание нарушения статьи 9 Закона при проведении конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления организаторами конкурса, специализированными организациями МАП России рекомендует территориальным управлениям предлагать государственному заказчику передавать часть функций организатора конкурса юридическому лицу - специализированной организации, выигравшей конкурс на осуществление на основании договора части функций организатора конкурса, в соответствии с пунктом 2 Положения, в порядке, определенном статьей 448 ГК РФ.