I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает следующие методы определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации морского судна, судна внутреннего плавания, судна смешанного (река-море) плавания, корабля (далее - судно):

а) расчет по нормативам трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2023 г. N 331 (далее - Правила, нормативы трудоемкости проектирования судов, нормативы трудоемкости строительства судов, нормативы трудоемкости ремонта судов, нормативы трудоемкости утилизации судов, соответственно);

б) расчет по нормам труда: нормам времени, нормам выработки, нормативам численности, нормам обслуживания, применяемым в организациях, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт, утилизацию судов, в соответствии с главой 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - нормы труда);

в) расчет с использованием величины трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации аналогичного судна (далее - судно-аналог) или судна, на основе проекта которого разработан (планируется разрабатывать) проект судна, трудоемкость проектирования, строительства, ремонта, утилизации которого определяется (далее - судно-прототип, аналого-сопоставительный метод, соответственно);

г) определение по величине затрат рабочего времени, отработанного работниками, непосредственно участвующими в процессе производства (далее - основные работники), при проектировании, строительстве, ремонте, утилизации судна.

2. Для планирования численности основных работников, необходимых для осуществления производственной деятельности по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судна, и для обоснования затрат на оплату труда, учитываемых в цене проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, используются следующие величины трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, определяемые и применяемые в соответствии с настоящим Порядком:

а) величина трудоемкости проектирования судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости проектирования судов, учитывающим конструктивные особенности судна, организационно-технические условия выполнения работ по его проектированию в организации, в которой предполагается размещение заказа на проектирование судна (далее - потенциальный исполнитель), или в организации, в которой размещен заказ на проектирование судна (далее - исполнитель, организация-проектант судна), нормам труда или аналого-сопоставительным методом (далее - плановая трудоемкость проектирования судна);

б) величина трудоемкости строительства судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости строительства судов, учитывающим конструктивные особенности судна и организационно-технические условия выполнения работ по его строительству в организации - потенциальном исполнителе (исполнителе) строительства судна (далее - организация - строитель судна), или аналого-сопоставительным методом (далее - проектная трудоемкость строительства судна);

в) величина трудоемкости ремонта судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости ремонта судов, учитывающим конструктивные особенности судна и организационно-технические условия выполнения работ по его ремонту в организации - потенциальном исполнителе (исполнителе) ремонта судна (далее - судоремонтная организация), или аналого-сопоставительным методом (далее - проектная трудоемкость ремонта судна);

г) величина трудоемкости утилизации судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости утилизации судов, учитывающим конструктивные особенности судна и организационно-технические условия выполнения работ по его утилизации в организации - потенциальном исполнителе (исполнителе) утилизации судна (далее - организация - исполнитель утилизации судна), или аналого-сопоставительным методом (далее - проектная трудоемкость утилизации судна);

д) величина трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судна, определенная организацией - строителем судна, судоремонтной организацией, организацией - исполнителем утилизации судна путем расчета по нормам труда и последующего суммирования трудоемкости работ, составляющих технологический процесс строительства, ремонта, утилизации судна (далее - нормированная трудоемкость строительства, ремонта, утилизации судна, нормированная трудоемкость работ по строительству, ремонту, утилизации судна), включая работы по строительству, ремонту, утилизации судна, передаваемые для выполнения организациям, заключившим с организацией - строителем судна, судоремонтной организацией, организацией - исполнителем утилизации судна договор на выполнение отдельных работ по строительству, ремонту, утилизации судна (далее - организации-подрядчики);

е) величина затрат труда основных работников, понесенных организацией - проектантом судна, организацией - строителем судна, судоремонтной организацией, организацией - исполнителем утилизации судна и организациями-подрядчиками в ходе выполнения государственного контракта, договора (контракта) на проектирование, строительство, ремонт, утилизацию судна (далее - фактическая трудоемкость проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, контракт).

3. В величине нормированной трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судна не учитываются:

а) трудоемкость работ, указанных в Перечне вспомогательных и обеспечивающих работ, трудоемкость которых не включается в нормированную трудоемкость строительства, ремонта, утилизации судна, приведенном в приложении N 1 к настоящему Порядку;

б) дополнительные затраты труда, связанные с отклонениями, указанными в Перечне отклонений от нормальных условий труда при строительстве, ремонте, утилизации судна, приводящих к увеличению трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судна, приведенном в таблице 1 приложения N 2 к настоящему Порядку (далее - дополнительные затраты труда);

в) трудоемкость работ, указанных в Перечне дополнительных работ при строительстве, ремонте, утилизации судна, необходимость в выполнении которых обусловлена отклонениями от технологического процесса строительства, ремонта, утилизации судна, приведенном в таблице 2 приложения N 2 к настоящему Порядку (далее - дополнительные работы).

Трудоемкость вспомогательных и обеспечивающих работ, указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, учитывается в цене строительства, ремонта, утилизации судна при обосновании затрат на оплату труда по статьям калькуляции в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 34 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности".

4. Нормативные значения величин трудозатрат на выполнение установленного объема работ приведены в нормативах трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов в человеко-часах.

Пересчет в нормо-часы величины проектной трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судна, рассчитанной в человеко-часах, выполняется по следующей формуле:

Тпр.н-ч = Тпр.ч-ч * Квн,

где:

Тпр.н-ч - проектная трудоемкость строительства, ремонта, утилизации судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судов в человеко-часах и пересчитанная в нормо-часы;

Тпр.ч-ч - проектная трудоемкость строительства, ремонта, утилизации судна, рассчитанная по нормативам трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судов в человеко-часах;

Квн - коэффициент выполнения норм времени, определяемый как отношение нормированной трудоемкости работ по строительству, ремонту, утилизации судна, выполненных основными работниками организации за отчетный период времени, к фактическому рабочему времени основных работников организации за этот период времени.

Коэффициент выполнения норм времени принимается в среднем размере значений данного коэффициента, сложившемся в организации - потенциальном исполнителе (исполнителе) работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судна в году, предшествующем выполнению расчета проектной трудоемкости строительства, ремонта, утилизации судна, но не более 1,20.