I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в рамках задач, реализуемых федеральным проектом "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" (далее - ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография"), направленных на:

- сбор информации о питании обучающихся общеобразовательных организаций (далее - обучающиеся, дети);

- оценку организации, структуры и режима питания обучающихся;

- изучение частоты потребления продуктов питания и готовых блюд, являющихся источниками витаминов, минеральных веществ и клетчатки, а также источниками повышенного содержания критически значимых нутриентов;

- выявление факторов риска нарушений здоровья обучающихся;

- изучение региональных особенностей организации и структуры питания детей школьного возраста;

- оценку распространенности ожирения и избыточной массы тела у обучающихся и их родителей, а также иной хронической патологии обучающихся.

1.2. МР предназначены для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, принимающих участие в реализации ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 10.01.2022 N 5.

1.3. Здоровое питание детей является одним из ключевых факторов сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; формирует здоровые стереотипы пищевого поведения; способствует профилактике ожирения и иных заболеваний, обусловленных нарушением обмена веществ.

1.4. Мониторинг питания обучающихся в рамках ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" реализуется Роспотребнадзором с 2019 г. В 2019 г. мониторингом было охвачено 2 804 общеобразовательных организации, в 2020 г. - 2 283, в 2021 г. - 2 979, в 2022 г. - 3 275.

1.5. Основной инструмент мониторинга - интервьюирование. В интервьюировании принимают участие обучающиеся совместно с родителями, руководители общеобразовательных организаций (школ), организаторы (операторы) питания. В 2019 г. было опрошено в соответствии с программой исследования 14 910 обучающихся, в 2020 г. - 35 331 обучающихся, в 2021 г. - 41 177 обучающихся, в 2022 г. - 113 064 обучающихся.

По результатам интервьюирования было установлено, что ключевыми факторами риска ожирения и избыточной массы тела у школьников являются:

- избыточная калорийность рациона и низкий уровень физической активности;

- нездоровые пищевые стереотипы поведения с высокой частотой потребления продуктов и блюд, содержащих значительное количество критически значимых нутриентов;

- несовершенный режим питания в учебные дни;

- широкий спектр продуктов, предлагаемых в качестве дополнительного питания, не отвечающих принципам здорового питания.

Результаты мониторинга (по итогам 2022 г.) доведены территориальными органами Роспотребнадзора до региональных министерств образования для принятия управленческих решений, направленных на улучшение питания школьников.

1.6. Об эффективности реализуемых мероприятий в рамках ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" свидетельствуют результаты оценки официальных данных общей заболеваемости детей и подростков ожирением (по обращаемости за медицинской помощью), что проявляется более низкими показателями прироста заболеваемости детей и подростков ожирением в субъектах Российской Федерации, участвующих в ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" более 2 лет.

1.7. Мониторинг питания обучающихся в общеобразовательных организациях в рамках ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" в 2023 г. проводится в 85 субъектах Российской Федерации, в том числе:

- с 2019 г. - Московская область, Омская область, Республика Башкортостан, Свердловская область, Самарская область;

- с 2020 г. - Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, город Москва, Ленинградская область, Мурманская область, город Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край, Республика Татарстан, Пермский край, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Чукотский АО <1>;

--------------------------------

<1> Чукотский АО участвовал в 2020 г. и далее только в 2023 г.

- с 2021 г. - Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Забайкальский край, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровской область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Челябинская область;

- с 2022 г. - Калужская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Тульская область, Ярославская область, Вологодская область, Республика Коми, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Кировская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Курганская область, Республика Хакасия, Томская область;

- с 2023 г. - Владимирская область, Ивановская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Дагестан, Республика Бурятия, Чеченская Республика, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Республика Тыва, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО.

1.8. В настоящих МР представлен алгоритм организации работы органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с территориальными органами управления образованием <2>, общеобразовательными организациями, организаторами питания, обучающимися и их родителями (законными представителями) по подготовке к социологическому исследованию, проведению интервьюирования и анкетирования, внесению результатов в автоматизированную систему сбора и анализа результатов.

--------------------------------

<2> Региональные и муниципальные органы управления образованием.