73.4. Окружающий мир

73.4. Окружающий мир:

1. Человек и природа.

Природа вокруг нас. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце, Земля. Общее представление о планете Земля, ее форме и размерах. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений при использовании всех сохранных анализаторов). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края на основе использования сохранных анализаторов. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе изучения географической карты).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе изучения географической карты).

Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве, жизни человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 - 3 примера на основе восприятия реальных объектов).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений на основе наблюдений реальных объектов посредством использования сохранных анализаторов.

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений реальных объектов с использованием сохранных анализаторов.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе личного опыта наблюдений реальных объектов, посредством использования сохранных анализаторов.

Лес, луг, водоем. Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 - 3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек как часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

2. Человек и общество.

Общество. Нравственные и культурные ценности.

Человек как член общества, носитель и создатель культуры. Развитие культуры общества и каждого его члена. Элементарные знания о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Понятие семьи. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление элементарной схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка роли учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда. Профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города (села). Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина. Ценностно-смысловое содержание понятий "Родина", "Отечество", "Отчизна". Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Россия на карте, государственная граница России.

Москва как столица России. Города России.

Многонациональность нашей страны. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край, родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими (3 - 4) странами (с контрастными особенностями): название, расположение, столица, главные достопримечательности.

3. Правила безопасной жизни.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня обучающегося, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в парке, сквере в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

73.4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета "Окружающий мир" у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе начального общего образования будут формироваться элементарные знания о предметах и явлениях окружающего мира; закрепляться умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы. Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится понимать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между миром живой и неживой природы. В ходе изучения предмета будет преодолеваться вербализм знаний и речи.

При изучении учебного предмета у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе начального общего образования будут закрепляться доступные способы непосредственного восприятия природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов. Обучающиеся будут овладевать способностью использования знаний об окружающем мире в процессе жизнедеятельности; будут приобретать опыт взаимодействия с миром живой и неживой природы; научатся понимать значение сохранных анализаторов для жизнедеятельности, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Человек и природа:

элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

элементарными приемами сравнения объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и приемом проведения простейшей классификации изученных объектов природы;

умениями описывать на основе предложенного алгоритма изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные признаки;

умениями проводить несложные наблюдения в окружающей среде, используя тифлотехнические измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;

приемами узнавания изученных объектов и явлений живой и неживой природы посредством тактильно-осязательного восприятия и использования других сохранных анализаторов;

доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов;

умениями пользоваться справочными изданиями, выполненными рельефным способом;

умениями использовать готовые модели (рельефные глобус, карту, план) для ознакомления с явлениями или свойствами объектов;

умениями обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

способностью использовать сформированные представления об окружающем мире для обеспечения безопасности передвижения в пространстве и действий с объектами окружающего мира;

способностью понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания об организме человека для сохранения, укрепления своего здоровья, выполнения правил личной гигиены;

пониманием значение осязания, остаточного зрения, слуха и обоняния в познании окружающего мира.

2. Человек и общество:

способностью узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона на основе использования наглядных пособий, выполненных рельефно-графическим способом; описывать некоторые достопримечательности столицы и родного города (края); находить на рельефной карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

знаниями об особенностях взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), способностью к эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

способностью выбирать адекватные формы контакта (поворачиваться в сторону партнера по общению, при необходимости приблизиться к нему, быть терпимым к прикосновениям других).