87.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися ФАОП НОО (вариант 4.2)

87.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися ФАОП НОО (вариант 4.2).

87.1.1. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слабовидящих, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений слабовидящих обучающихся.

87.1.2. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования, курсов коррекционно-развивающей области и формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ результаты достижений слабовидящих обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

87.1.3. Система оценки достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

87.1.3.1. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

87.1.3.2. Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения обучающимися АООП служит сформированность таких метапредметных действий как:

речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного чтения и работы с информацией;

коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Оценка уровня сформированности у обучающихся УУД проводится в форме неперсонифицированных процедур. Содержание оценки, критерии, процедура, состав инструментария оценивания, форма представления результатов разрабатывается ОО с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

87.1.3.3. Оценка предметных результатов овладения АООП НОО (оценка достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области).

Особое значение для продолжения обучающимися образования и ослабления (нивелирования) влияния нарушений развития на их учебно-познавательную и практическую деятельность имеют две группы предметных результатов:

усвоение опорной системы знаний по учебным предметам, входящим в образовательную область (на уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике);

овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области, направленным на выравнивание стартовых возможностей в получении обучающимися образования за счет ослабления влияния нарушений развития на учебно-познавательную и практическую деятельность, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Оценка достижения обучающимися данной группы предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, диагностические задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Система оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, предполагает оценку динамики образовательных достижений слабовидящих и включает оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, оценку индивидуального прогресса в развитии обучающегося.

Объектом итоговой оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного предмета.

87.2. Объектом оценки личностных результатов, связанных с овладением содержанием курсов коррекционно-развивающей области, служит готовность обучающихся решать в соответствии с возрастными возможностями учебно-познавательные и практические задачи (с использованием средств, релевантных содержанию курсов коррекционно-развивающей области), проявлять активность и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности.

87.3. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ при разработке АООП НОО образовательная организация разрабатывает собственную программу оценки предметных результатов данной группы с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень результатов, прописанных в содержании ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице:

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение навыками коммуникации для установления контактов с окружающими (курс коррекционно-развивающей области "Развитие коммуникативной деятельности")

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность соблюдать принятые нормы коммуникативного поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия

способность обращаться к взрослым за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с обучающимися класса, школы

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками (в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья)

способность использовать коммуникативное поведение, адекватное конкретной ситуации

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность использования средств межличностной коммуникации

способность использовать средства межличностной коммуникации, адекватные для конкретной ситуации

3) систему оценки результатов (балльная, уровневая, экспертная);

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, "Карта индивидуальных достижений обучающегося");

5) материалы для проведения процедуры оценки результатов;

6) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

87.4. Для полноты оценки достижений планируемых результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни, в различных социальных средах (школьной, семейной).

87.5. На итоговую оценку, результаты которой используются для принятия решения о возможности продолжения обучения на последующем уровне, выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы знаний по учебным предметам и метапредметные результаты. Предметные результаты, связанные с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, не подлежат итоговой оценке.

87.6. При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слабовидящими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.