31.3. Федеральная рабочая программа по учебным предметам "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир"

31.3. Федеральная рабочая программа по учебным предметам "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир".

31.3.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предметам "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир" на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Учебные предметы имеет ярко выраженную социально-адаптационную направленность. Основная цель предмета - формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире, о своем месте в нем. Содержание предмета реализуется в трех направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство обучающихся с их ближайшим окружением, формирование отношений и взаимоотношений в семье, школе, воспитание безопасного поведения в окружающей среде; закладывает основу взаимоотношений с людьми (доверие, уважение, доброжелательность, взаимопомощь).

Второе направление предполагает воспитание бережного отношения к природе, которое осуществляется в процессе знакомства с элементарными знаниями о ней, овладения несложными способами наблюдения за изменениями в природе и погоде, ухода за растениями, животными. На этой основе формируется любовь к природе, родному краю, Родине.

Третье направление - организация коммуникативного процесса, в котором принимают участие обучающиеся, включающий в себя: организацию коммуникативной деятельности (в игре, труде, на прогулке, экскурсии); элементарные знания о культуре общения; культуру общения и элементарное владение ею; совместную деятельность глухих, слабослышащих и слышащих (познавательную, психологическую, коммуникативную).

31.3.2. Содержание обучения.

Содержание работы на каждом году обучения представлено по следующим разделам: познай себя; я и общество; город (другой населенный пункт), в котором я живу; родная страна; родная природа.

Изучение материала программы предусматривает проведение экскурсий, прогулок, практических работ на воздухе, в процессе которых обучающиеся учатся наблюдать за явлениями природы и предметами, сравнивать и описывать увиденное, рассказывать об отличительных признаках предметов и явлений.

На уроках целенаправленно активизируется коммуникативная и познавательная деятельность. Работа над связной речью включает развитие умений излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях. Весь речевой материал обучающиеся воспринимают слухозрительно (с использованием средств электроакустической коррекции).

Формы и методы ознакомления обучающихся с жизнью разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр кино- и видеофильмов, подготовка и проведение праздников, систематические и целенаправленные упражнения по использованию знаний при решении практических задач (адаптационные тренинги). Места проведения уроков разнообразны: класс, пришкольный участок, парк, улица.

Закрепление знаний, полученных в ходе урочной деятельности, осуществляется в повседневной практической деятельности. Систематизация и обобщение знаний проходят на уроках развития речи (не реже одного раза в две недели). Тема такого обобщающего урока определяется педагогическим работником. Для домашней (внеклассной) работы предполагается задание только практического характера.

31.3.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;

формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;

формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.